Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - филарет патриарх московский

Филарет патриарх московский

именовавшийся в бельцах Феодор Никитич Романов — третий Патриарх Московский, последний Родоначальник Царского Колена Российского, был близкий сродник Царю Феодору Ивановичу по матери его и служил прежде при Дворе Боярином и в походах Воеводою, а по кончине Царя Феодора Ивановича, вступивший на Престол шурин его Борис Годунов, намереваясь обезопасить себя в Правлении удалением и истреблением ближайших наследников зятя своего, повелел Феодора Никитича и супругу его постричь в Монашество. Почему и пострижен он был в Архангелогородском Антониев-Сийском Монастыре под именем Филарета в 1590 году и там вскоре посвящен во Иеромонаха, а по сказанию некоторых, и в Архимандрита. Когда же завладел Престолом Лжедимитрий, то, возвращая из заточения всех сосланных Борисом, а наипаче сродников Царя Феодора Ивановича, причитаясь и сам к ним в родство, повелел возвратить и Филарета и посвятить его Митрополитом в Ростовскую Епархию. Посему Филарет в 1605 году и хиротонисан был в Сан сей. По низвержении Лжедимитрия и истреблении других самозванцев, а также и по низложении Царя Василия Ивановича Шуйского, Правительствовавшие Бояре избрали Митрополита Филарета с прочими в Посольство к Польскому Королю для договоров о преемстве Престола, куда он и отправился 1610 года Сентября И. Но там 9 лет томим он был под стражею и уже в 1619 году по заключении перемирия с Россиею отпущен к сыну своему, возведенному избранием Духовенства, Бояр и народа на Российский Престол, Царю Михаилу Феодоровичу, который вскоре по совету Бояр и Духовенства избрал его в Патриархи Всероссийские, и Филарет в Сан сей хиротонисан 1619 года июня 24, бывшим тогда в Москве Иерусалимским Патриархом Феофаном Соборне. Государь из почтения к нему, как родителю своему, признавал его Соправителем своим на Престоле и в Указах своих ввел следующую Форму: Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и Отец его, Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея России указали и проч. Во всех аудиенциях Послам, в торжественных заседаниях и за столом сажал он его по правую свою сторону, а за ним прочее Духовенство. С того же времени к Патриаршему Двору определен был Придворный штат из Стольников и других Чинов, а Патриарха начали везде титуловать Великим Государем. Летопись Никоновская говорит о сем Патриархе, что "он исправляше Слово Божие и укрепи всю Православную Христианскую Веру и многия Языцы приведе в Православную Веру. Якоже убо древле Чудотворец Леонтий Ростовский приводяше Заблудящую Чюдь в Православную Веру; тако и он, Великий Государь, Святитель многия поганыя веры приведе; всех убо крестяху и под началом все быша у него Государя на Патриаршем Дворе. Да не токмо, что Слово Божие исправляше, но и Земская вся правяше, от насилия многия отня, ни от когож в Московском Государстве сильников не бысть, опричь их Государей; и кои служаху Государю и в безгосударное время, а быша не пожалованы, он же Государь тех всех взыскал и пожаловал и держаше у себе их в милости, ни комуж не выдаваху".

Сверх того великое прилагал он старание о восстановлении Московской Типографии, потерпевшей некоторое разорение от нашествия Поляков, и скоро успел довести оную до того, что с 1624 года начали выходить из оной ежегодно многие церковные книги, коими снабжал он Церкви. Но ревность его по Вере иногда простиралась до излишней сомнительности. В его время продолжался жаркий спор о поправлении Славенских книг, за которое пострадали Монах Арсений Глухой и Архимандрит Дионисий, а особливо о Прилоге в водосвятительной Молитве слова и огнем, чего сам он и решить не осмелился, несмотря на уверение посвятившего его Патриарха Феофана о излишестве сего слова; а уже по уверению, от прочих Восточных Патриархов полученному, повелел в 1625 году исключить сие слово из Молитвы (см. ст. об Арсении Глухом и Дионисии Архимандрите). Грамота его о сем напечатана в Древней Российской Вивлиофике, издания 2-го, Части XIV, стр. 428. В ней сам он признается, что слово сие включено в Молитву недавно во времена Иова Патриарха и в старейших Славенских книгах не обретается. Но в сем должно, может быть, извинить его предшествовавшими уже опасными опытами, скоро и насильно противоитти укоренившимся предрассудкам. Другая совсем противная и важнейшая решимость его была в том, что он 1620 года Соборным Приговором без сношения уже с Восточными Патриархами определил обращающихся к Греко-российской Церкви Католиков, а особливо крещенных обливанием, и прочих всех иноверцев без изъятия крестить вновь. Сей Соборный его Устав не напечатал он однако ж при жизни своей, а издан оный уже при Требнике преемника его, Патриарха Иоасафа в Москве 1639 г. Но и в сем можно также извинить его тем, что он сам, быв очевидным свидетелем поругании, деланных Поляками Российским Церквам, каких не делали и Татары, может быть, сомневался, чтобы они были благочестивые Христиане. Притом сего же мнения о перекрещивании держался и предместник его Патриарх Ермоген и преемники его некоторые Патриархи (см. статью о Михаиле Протопопе Черниговском). Уже в Московском Соборе 1667 года и вторично при Государе Петре Великом по решению Патриарха Константинопольского Иеремии в 1718 году отменено сие постановление, а Св. Синод по учреждении своем определил для вразумления о сем народе сочинить и издать нарочитую книгу, каковую по препоручению его и сочинил Член оного, Новгородский Архиепископ Феофан Прокопович, напечатанную 1724 г. в С.-Петербурге и Москве в 4 долю листа под заглавием Истинное оправдание правоверных Христиан, Крещением поливателъным во Христа крещаемых. Можно также извинить Филарета и в переправленном по тогдашнему в Москве образу мыслей Зизаниевом Катехизисе (см. ст. Лаврентий Зизаний), напечатанном в Москве 1727 г. в листе и послужившем Раскольникам к утверждению своих мнений. Он положился на Игумена Богоявленского Монастыря Илию и книжного Справщика Григория Онисимова, рассматривавших сию книгу три дня в присутствии Царского Боярина Князя Ивана Борисовича Черкасского и Думного Дьяка Феодора Лихачева, споривших с сочинителем о многих статьях, выключивших все то, что им казалось новым для Российской Церкви и включивших свои объяснения, как все сие объяснено в Предисловии той книги. Есть в Требнике, и при самом Филарете напечатанном, некоторые странные мнения и толкования; но и они сообразны были его веку.

Патриарх сей скончался в Москве 1633 года Октября 1 и погребен в Успенском Соборе. Подробнейшее описание Жизни его издано особо 1802 и 1811 гг. в Москве в 8 долю листа Гражданскими буквами. Несколько его Поучительных Грамот напечатано в Древней Российской Вивлиофике.

{Болховитинов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филарет патриарх московский
Значение слова филарет патриарх московский
Что означает филарет патриарх московский
Толкование слова филарет патриарх московский
Определение термина филарет патриарх московский
filaret patriarh moskovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):