Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - оленин петр сергеевич

Оленин петр сергеевич

[1870 (в нек-рых источ. 1874), с. Истомино Рязан. губ., ныне Рязан. обл. — 28.1.1922, Петроград (похоронен в Москве)] — арт. оперы (баритон), камерный певец и режиссер. Двоюродный брат М. Олениной-Д'Альгейм и композитора А. Оленина. В 1895 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та. Будучи студентом, одновременно обучался пению у А. Николаева, Д. Леоновой, К. Кржижановского и Ф. Комиссаржевского. В этот период участвовал в Обществе литературы и искусства, где выступал с Л. Собиновым в любительском спектакле "Паяцы", сблизился с участниками кружка К. Станиславского. В 1895 уехал в Италию, где совершенствовался в пении у М. Петца, М. Полли, в 1900 — у А. Маццоли. В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонно в Генуе, затем в партии Валентина ("Фауст") в Специи, позднее пел в Неаполе. В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря на сцене моск. Большого т-ра, однако в труппу не был принят. В том же году 24 ноября успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова (дирекция К. Винтер), затем выступал до 1900 в Товариществе частной оперы (т-р Солодовникова). В 1900—03 и 1915—18 солист Большого т-ра, в 1904—15 — моск. Оперы С. Зимина. В сезоне 1905/06 с большим успехом выступал как опереточный буффон, исп. куплеты на злободневные политические темы. Гастролировал в Петербурге, Одессе, Харькове, Киеве, Кисловодске. Певец не обладал выдающимися вокальными данными, однако сцен. темперамент, муз. одаренность позволили ему создать яркие муз.-сцен. образы. "Оленин — как рыба в воде на сцене, живет на ней, не может себя вне ее представить. Что ни партия — характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей. Оленин одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях. Нигде он не затеряется, ничем не смутится, во все готов всегда вложить всю душу, весь темперамент. Поэтому-то Оленин всегда колоритен, и многое, созданное им, запоминается неизгладимо... Оленин — это избранник природы, щедро ею отмеченный человек" (Кругликов С. Новости дня. 1904. 20 янв.).

1-й исп. партий: Кальвейгштейна ("Мадемуазель Фифи"), Кочетова ("Скоморох"); в Москве — Дюнуа ("Орлеанская дева"), Рангони ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистра ("Царь и плотник"), Судьи ("Вертер"), Леско ("Манон Леско"); на рус. сцене — Каскара ("Заза"). Лучшие партии: Фарлаф, Борис Годунов, Варлаам, Рангони, Петр ("Вражья сила"), Писарь ("Майская ночь"), Дюнуа ("Орлеанская дева"), Судья ("Вертер"). Др. партии: Томский, Вязьминский, Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной, Зай-Санг, Сен-Бри, Нилаканта, Эскамилио, Тонно, Тельрамунд. Партнеры: С. Гладкая, В. Петрова-Званцева, И. Прянишников, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, М. Ипполитова-Иванова, И. Труффи.

О. был известным камерным певцом. С 1898 принимал участие в 32 концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. произв. М. Глинки, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, А. Гречанинова, с особым мастерством — романсы М. Мусоргского, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, рус. нар. песни.

Занимался также режиссерской деят-стью. В 1907—15 гл. режиссер и худож. рук. Оперы С. Зимина. В 1915—18 режиссер моск. Большого т-ра (с 1916 упр. труппы), в 1918—21 — петрогр. ГАТОБа (с 1921 упр. оперной труппы), в 1921 — Гос. акад. т-ра комич. оперы (ГАТКО). В 1917 основал в Москве т-р "Алтар" ("Малая опера"). Один из выдающихся оперных режиссеров. Как режиссер формировался под влиянием принципов МХАТа.

1-й постановщик опер: "Скоморох" (1908), "Золотой петушок" (1909), "Измена" (1910), "Сестра Беатриса" А. Гречанинова (1912), "Мельник — колдун, обманщик и сват" М. Соколовского, оркестровка Е. Букке (1915), "Оле из Нордланда" (1916); в Москве — "Чио-Чио-сан" (1911), "Дни нашей жизни" (1913), "Млада" (1913), "Капитанская дочка" (1914), "Ручь" (1915); на рус. сцене —"Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909), "Луиза" (1911), "Девушка с Запада" (1913). Лучшие постановки: "Орлеанская дева" (1907; постановка, наметившая путь к реалистической реформе оперного спектакля), "Борис Годунов" и "Кащей бессмертный" (1908), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909), "Снегурочка" и "Хованщина" (1910), "Садко" и "Купец Калашников" (1912), "Дон Жуан" (1913), "Гугеноты" (1915), "Царская невеста" (1916), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (сезон 1916/17), "Дон Карлос" (1917), "Алеко" С. Рахманинова, "Елка", "Вертер", "Рафаэль", "Кармен" (в авторской ред., где вокальные сцены чередовались с драм. диалогами). Среди др. постановок — "Аскольдова могила" (1914), "Хирургия" (1915).

Записывался на грампластинки (8 произв.) в Петербурге ("Пате", 1912).

Соч.; Отчего перевелась песня на святой Руси... // Вятские губ. ведомости. 1903. Прилож. к № 75.

Лит.:Держановский Вл. П. С. Оленин. (Некролог) // Жизнь искусства. 1922. № 2. С. 129—130; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 198—199; Боровский В. Из истории частной оперы С. И. Зимина // Труды Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. — Л., 1971. Вып. 3. С. 101 — 125; Его же. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 63—71, 86, 87, 95, 97; Mapков В. Д. В опере С. И. Зимина. (Из истории оперной режиссуры) // Музыкальное наследство. — М., 1976. Т. IV. С. 141 — 159, 161 — 182; Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М., 1978. С. 407—408; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке. Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983.



Оленин, Петр Сергеевич

Род. 1870, ум. 1922. Певец (баритон), режиссер. Пел на сцене театров Москвы и Петрограда.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое оленин петр сергеевич
Значение слова оленин петр сергеевич
Что означает оленин петр сергеевич
Толкование слова оленин петр сергеевич
Определение термина оленин петр сергеевич
olenin petr sergeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):