Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - срезневский иосиф евсеевич

Срезневский иосиф евсеевич

— профессор философии и преподаватель естественного права в Казанском университете (дядя И. И. Срезневского), род. в 1780 г. Среднее образование получил в Рязанской духовной семинарии (1790—1799 гг.), высшее — в Московской духовной академии (1799—1803 гг.). По окончании курса в последней он был назначен учителем в своей родной семинарии и оставался им там до 1807 г., когда по собственному желанию уволился и поступил в Петербургский педагогический институт. 22 июня 1811 года С. был зачислен кандидатом юридических наук в Казанский университет, где получил возможность готовиться к испытанию на степень магистра прав, каковой и был удостоен 10 июля 1812 г. После этого и вплоть до 1814 года он преподавал в Казанской гимназии логику и "нравоучение". 23 июля 1815 г. С. был утвержден адъюнктом философии и после смерти доцента Лубкина заменил последнего в чтении лекций и практических занятиях по этому предмету. В том же 1815 г. ему было поручено и чтение естественного права взамен ушедшего профессора Неймана. 5 августа 1819 г. С., будучи уже в звании экстраординарного профессора (с 1 июня 1817 г.), внезапно, по "особенным причинам", был уволен из университета. Увольнение последовало сейчас же после университетской ревизии известного Магницкого, которому везде и во всем чудились "неблагонамеренность" и "неблагонадежность" и который, кроме С., отрешил от их должностей еще 11 казанских профессоров. О причинах увольнения С. Магницкий доносил в Петербург: "Профессор философии Срезневский, следуя системе Якоба (Якоби), руководствуется духом не весьма полезным и, по счастью, преподает лекции так дурно, что их никто не понимает. Просидев в классе его два часа, спросил я студентов, в чем лекция того дня состояла, и ни один не знал сего. Сделал вопросы из истории философии, которую они прежде слушали, но и в том ни от кого из них удовлетворительного ответа не получил". Главная причина увольнения С. заключалась, однако, совсем не в слабых результатах его преподавания, тем более, что в другом месте отчета Магницкий, впадая в противоречие, говорит, что Срезневский "обладает хорошо русским языком и изъясняет с дарованием"; крылась же она в том "не совсем полезном духе", который Магницкий готов был усмотреть в самых невинных вещах и на этот раз усмотрел его "в произнесенной С. на одном из университетских актов речи: "Рассуждение о разных системах нравоучения, сравненных по их началам" (напечатана в "Сборнике речей, произнесенных в торжественном собрании Императорского Казанского университета 5 июля 1817 г." и в "Вестнике Европы", 1817 г., № 19, 170—198). Главная и в общем не совсем ясная мысль, положенная С. в основу своей речи — человек в своих действиях должен руководствоваться исключительно нравственным законом, к чему толкает и влечет его сама природа, наделив его разумом, свободой воли, совестью и стыдом, — эта мысль послужила канвой для любопытных и характерных по своему времени рассуждений Магницкого, изложенных им в отчете министру народного просвещения. Особенно же "ужасное" усмотрел Магницкий в восклицании С. — "Неужели не довольно для нас сих руководителей" (т. е. разума, свободной воли и пр.)? Эти слова в печатном экземпляре речи Магницким тщательно были подчеркнуты и сопровождались такой ремаркой: "Если нравственное чувство может руководствоваться только внушениями рассудка и врожденным человеку инстинктом, то к чему же служит закон откровенной религии?". Хотя С. был уволен без ограничений в дальнейшей профессорской деятельности, однако, когда он был выставлен конференцией Петербургского университета в числе 6 других лиц кандидатом на кафедру русской истории, географии и статистики в Харьковском университеты, то утверждению его воспрепятствовал новый отзыв Магницкого, по которому С. "руководствуется духом весьма удаленным от христианского учения и заражен духом деизма". Лишившись, таким образом, возможности продолжать свою деятельность в каком-либо университете, С. в 1820 г. принял предложение преподавать русскую словесность, логику и красноречие в только что открытом петербургском артиллерийском училище, в котором оставался до 1824 г. 30 сентября 1827 г. он подал прошение митрополиту, в котором писал, что, "познав тщету благ земных и даже самых светских наук", он просит определить его послушником в Александро-Невскую лавру. "Ни мир не может иметь во мне нужды", писал он дальше, "ни я чем-нибудь к нему не привязан". Согласие последовало. В 1828 г. он по своей просьбе, ввиду расстроенного здоровья, был переведен в калужскую епархию, в братство калужского архиерейского дома. Вместе с этим прекращаются сведения о его дальнейшей жизни, и самый год его смерти неизвестен. Кроме упомянутой выше речи, С. напечатал еще: "Опыт краткой пиитики или история поэзии и красноречия всех просвещенных народом и правила, руководствующие к справедливому суждению о всех родах словесности" (в "Собрании образцов русских сочинений и переводов в стихах", изд. обществом любителей отечеств. словесности, 2-ое изд.. СПб. 1821 г.); "О новооткрытом артиллерийском училище" ("Сын Отеч.". 1821 г., ч. 69, № 18, стр. 147—156); "Замечание на критику на послание к жене и друзьям, сочиненную Семеном Михайловичем Осетровым" (там же, № 16—18); "Рассуждение о влиянии словесности на нравственное образование человечества"; ("Труды общ. любит. отечеств. словесн.", Каз. 1817); перевел с нем.: "Слово о выгодах, которые доставляют государству упражнения в науках" проф. Эрдмана (Каз., 1815 г.) и "Естественные права" проф. Финке (Казань,, 1816 г.). Помимо этого остались в рукописях: статья "Краткое изображение систем философических", произнесенная им в казанском обществе любителей отечественной словесности 8 июля 1818 г. речь "О необходимости преимущественно заниматься и знать язык отечественный" и другая речь, читанная в торжественном собрании Императорского Казанского университета 5 июля 1819 г. — "О препятствиях к распространению народного просвещения и o способах к преодолению оных".

Булич, "Из первых лет Казанского университета, 1805—1819", Казань, 1891, ч. I, стр. 527—530, ч. II, стр. 89. 177, 256. — Н. Загоскин, "Деятели Казанского университета, 1805—1900", Казань, 1900. — Его же "Историческая записка о четырех отделениях Казанского университета за 1874—1827 гг.", Казань, 1899 г. — Его же, "Материалы для истории кафедр и учреждений Императорск. Казанского университ. 1804—1826 г.", Каз., 1899 г., № 82. — Его же, "Биографический словарь профессор. и преподавателей Императ. Казанского университ. 1803—1903 гг.", ч. I, Каз., 1903 г., стр. 76—77. — Феоктистов, "Материалы для истории просвещения в России, Магницкий, стр. 38, 40, 43—46, 59. — Сухомлинов, "Материалы для истории образования в России в царствование императ. Александра I". "Журн. Минист. Народного Просвещ.", 1865 г., ч. CXXVIII, стр. 90. — "Сборник документов, относящихся к 50-летию Михайловского артиллерийского училища", СПб. , 1871 г., стр. 112. — "Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища, 1820—1870 г.", СПб. , 1870 года, стр. 47. — "Энциклоп. словарь" Брокгауза, т. 31, СПб. 1903 года, стр. 27.

П. Гуревич.

{Половцов}



Срезневский, Иосиф Евсеевич

(р. 1780?) — философ. Окончил Петерб. пед. ин-т (1811). Преп. логики и нравоучения в Казанской гимназии с 1811 по 1814. Адъюнкт филос. (1815), экстраординарный проф. Казанского ун-та (1817). Уволен из ун-та в 1819 М.Л. Магницким. Преподавал в артиллерийском училище (1820—1824), затем постригся в монахи. С. трактовал филос. как науку о началах (вещей, нравственности, познания и т.д.), принадлежащую наукам "умственным", к-рые основываются только на "рассудительных" понятиях (сюда им включена математика). По мысли С., "теоретическое употребление разума бывает формальное, или материальное, судя по тому, к формам ли только познаний оно относится, или к самим предметам". В зависимости от этого теор. филос. можно разделить на формальную и материальную; первая представляет собой логику, а вторая — математику. Необходимыми частями филос., по С., являются прикладная логика (правила, управляющие мышлением), прикладная мораль (нравоучение) и естеств. право (правоучение).

Соч.: Рассуждение о разных системах нравоучения, сравнимых по их началам. Казань,

1817.

В.Л.Бажанов

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое срезневский иосиф евсеевич
Значение слова срезневский иосиф евсеевич
Что означает срезневский иосиф евсеевич
Толкование слова срезневский иосиф евсеевич
Определение термина срезневский иосиф евсеевич
sreznevskiy iosif evseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):