Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - срезневский иван евсеевич

Срезневский иван евсеевич

— писатель, профессор российского красноречия, род. 20 февр. 1770 г. в с. Срезневе Спасского уезда, Рязанской губ. Отец его, местный священник Евсевий Иванович, обремененный большою семьею, не был в состоянии дать сыну образование свыше того, которое можно получить в селе, и думал подготовить его к занятию какой-нибудь низшей духовной должности; между тем в мальчике загорелась жажда знаний: в 1782 г., 12-ти лет от роду, он решился уйти из родного села и поступил в рязанскую семинарию. По окончании семинарского курса С. выхлопотал себе увольнение из духовного звания, необходимое тогда для поступления в университет, и пешком отправился в Москву. Здесь 29 апр. 1792 г. он был принят в университетскую разночинскую гимназию, а 30 июля того же года — в число студентов университета на словесное отделение философского факультета. По поступлении в университет, невзирая на жестокую нужду, С. предался серьезному изучению классиков, одним из результатов которого был стихотворный перевод "Tristia" Овидия. Этот труд обратил на себя внимание М. М. Хераскова и в 1795 г. был напечатан под заглавием "Плач Публия Овидия Назона" с параллельным латинским текстом, с посвящением в стихах Хераскову и с приложением "Отроческого наставления М. Ант. Мурета" и "Ключа к Плачу" — хорошо составленного указателя собственных имен и предметов. Приноровленный к учебным целям, "Плач" Овидия в переводе С. долгое время служил пособием для изучения латинского языка в семинариях; до появления в 1893 г. перевода Фета он был единственным полным переводом "Tristia". Вместе с вышедшей в 1794 г. "Одой пчелиной матке", в которой С. воспевал императр. Екатерину II-ую (в виде пчелиной матки) и разбирал в иносказательной форме жгучие вопросы того времени, касавшиеся французской революции, польского движения и др., — "Плач" выдвинул С. как писателя и способствовал сближению его с кружком московских литераторов. Из числа друзей С. в тетрадях его сохранились упоминания о Α. Ф. Мерзлякове, Андр. И. Тургеневе и Α. Ф. Воейкове.

В 1796 г. С. кончил курс университета с серебряною медалью и поступил домашним секретарем к кн. Г. П. Гагарину; затем в 1797 г. (7 сент.) был принят бакалавром в учительский институт при Московском университете; в 1798 г. (9 марта), после представления и произнесения перед профессорами рассуждения "De praecipuis characteribus et officiis optimi praeceptoris", он получил место учителя географии и истории в университетской гимназии, где и оставался до 1804 г. В этот период им были напечатаны: "Речь о любви к отечеству" (три раза в 1799—1809 гг. без фамилии автора), "Жизнь Екатерины Великой" с приложением "Надгробной песни Екатерине Великой" (1801), "Протекший век или исторический взгляд на важнейшие происшествия осьмагонадесять столетия" (1801—1808, 4 тт.: первые три — перевод с немецкого, четвертый — извлечение из Сегюра) и несколько стихотворений без подписи в изданиях Московского университета.

12 февр. 1804 г. С. был удостоен степени магистра философии и свободных наук и вскоре за тем приглашен Π. Γ. Демидовым в открывавшееся тогда Ярославское Демидовское вышних наук училище на кафедру "словесности древних языков и российского красноречия" (с 1 мая 1804 г.); при открытии училища 29 апр. 1805 г. С. была произнесена речь "О любви к отечеству" (переработка его речи 1799 г., впоследствии напечат. в "Украинском Вестнике" 1816 г.). В училище С. преподавал эстетику, историю еврейской и греческой литературы, риторику и поэтику, позже логику, занимался с студентами чтением классиков и переводами на латинский с русского, наблюдал за библиотекой; кроме того, с 1805 по 1806 гг. был инспектором, с 1806 по 1808 гг. секретарем совета, с 1808 по 1809 гг. главным смотрителем благородного пансиона при училище и, наконец, некоторое время проректором. Ученые занятия С. в Ярославле направлялись по преимуществу на собирание и обработку материалов для работы его по всеобщей истории литературы; краткое изложение начальной части этого труда находится в его речи "О странствовании муз или о некоторых промежутках времен, в которые художества и науки изящные у разных народов процветали, и о причинах, служащих для оных поощрением" (1807). Из других литературных произведений за те же годы известны: речь "О воззрении мыслящего человека на благотворительные заведения" (1808 г.), "Гимн благотворению" (1810), ода вел. кн. Екатерине Павловне и супругу ее светл. принцу Георгу Голштейн-Ольденбургскому при посещении ими Демидовского училища" (1810).

В 1812 г. после смерти проф. Харьковского унив. И. С. Рижского на кафедру российского красноречия и поэзии советом университета был избран С. Как видно из "Обозрений публичных чтений" Харьковского унив., С. преподавал здесь российскую словесность, эстетику и начала критики (в некоторых обозрениях прибавлялось: "а если время позволит, аналитическую историю изящных наук и искусств"); в обозрении 1819—1820 г. к этим курсам присоединился новый предмет — славянский язык. Русскую словесность С. рассматривал как одно из продолжений словесности древней, поэтому соединял ее преподавание с критикой писателей греческих и римских. Через год по вступлении в число профессоров Харьковского университета С. был удостоен звания доктора свободных наук. Помимо преподавания С. принимал участие и в административной деятельности университета, занимая должность члена училищного комитета (1813—1819), члена комитета испытаний (1815—1819, визитатора для осмотра гимназий в Курской и Воронежской губ. (1813) и с 1815 по 1817 должность инспектора студентов. Учено-литературная деятельность С. за харьковский период его жизни, кроме чтения лекций, выразилась в произнесении нескольких речей на университетских актах (в 1812 и 1814 гг.), далее в участии в трудах общества наук при Харьковском унив., деятельным членом которого он был и в котором состоял директором отделения наук словесных и секретарем общества, наконец — в сотрудничестве в повременных харьковских изданиях — "Харьковском Демокрите" и "Украинском Вестнике"; что касается до последнего, то можно думать, что самая инициатива этого издания, руководимого учениками С. — Гонорским и Филомафицким вместе с Квиткой, принадлежала С.; в обоих изданиях было напечатано много произведений С.: в первом — мелкие стихотворения, эпиграммы, песни, сатиры, во втором — оды оригинальные и переводные, переложение псалмов и статья "Славянская мифология или о богослужении русском в язычестве". Несколько переводов С. за это время (три оды Горация) было напечатано и в "Трудах казанского общ. любителей отечественной словесности", действительным членом которого С. состоял с 1812 г. С. умер 12 сент. 1819 г. и похоронен в Харькове на старом кладбище у ц. Каплуновской Божией матери. Памяти покойного были посвящены стихи одного из его учеников, Райдоровского, "Мысли при гробе наставника моего И. Е. Срезневского", напечатанные тогда же в "Украинском Вестнике". В них автор отмечает как отличительную его черту "смирение" и "дух братства и любви"; то же качество его отмечается и в краткой современной записке о его жизни, где говорится, что он "образованию юношества посвящал себя более по доброй склонности души своей, нежели по долгу, и потому многих содеял признательными навсегда к истинным своим благодеяниям"; о близких, дружелюбных отношениях его к студентам в бытность инспектором упоминает и сын его, И. И. Срезневский, в воспоминаниях о матери.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое срезневский иван евсеевич
Значение слова срезневский иван евсеевич
Что означает срезневский иван евсеевич
Толкование слова срезневский иван евсеевич
Определение термина срезневский иван евсеевич
sreznevskiy ivan evseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):