Исторический словарь - кузмин михаил алексеевич
Кузмин михаил алексеевич
Отдельно изданы: сборники стихотворений "Сети" (М., 1908), "Осенние озера" (М., 1912) и "Глиняные голубки" (Петроград, 1914). Повести и рассказы: три "Книги рассказов" (М.) и "Покойница в доме" (Петроград, 1914), "Комедии" (СПб., 1909); "Три пьесы" (СПб., 1907, конфискованы). С своим музыкальным сопровождением Кузмин напечатал: "Куранты любви" (Москва, 1911); "Духовные стихи", "Песенки".
Не вошли в сборники печально нашумевшие рассказы: "Картонный домик" (Альманах "Белые ночи") и др. Много переводил. Ему принадлежат музыкальные сопровождения к пьесам А. Блока "Балаганчик"; А. Ремизова "Бесовское действо"; Грильпарцера "Праматерь", Гарта "Шут Тантрис", Ю. Беляева "Красный кабачок", Крылова "Бешеная семья", Шекспира "Крещенский вечер", Бенавенте "Изнанка жизни".
Первые стихотворения Кузмина большей частью подражания лирикам XVIII века. Жеманные послания, воспевания арлекинов, масок, дуэлей, пудреных маркиз, боскетов составляют содержание "Сетей". Сюда входит цикл "Александрийские песни", написанные вольным стихом гейневского "Северного моря", близкие к манерной лирике греческого декаданса. Подражанием отмечена сначала и проза Кузмина. Он ввел в моду рассказы наподобие греческого романа приключений. Эти произведения настолько чужды русской литературе по сюжету и стилю, что кажутся переводом. Изображаются похождения какого-нибудь француза или англичанина эпохи позднего Возрождения, невероятные по нагромождению случайностей, полуфантастические и достаточно сальные. Однако, благодаря изяществу слога, краткости, ясности, кстати употребленным галлицизмам повести Кузмина читаются с интересом. Благодаря изяществу стиля и поверхностному содержанию, стилизация Кузмина вошла в моду, но ни один из его подражателей (Ауслендер , А. Толстой , Садовский ) не обладает его утонченной и легкой грацией. Сам Кузмин, по-видимому, отказался от такой кукольной поэзии, хотя всегда охотно поет и говорит о "милых пустяках", перенося легкость и легкомыслие в современную обстановку. В его "Осенних озерах" чувствуется некоторая неуверенность в себе и поиски чего-то живого, волнующего душу. Эта книга может считаться переходною. То же искание отразилось и в повестях "Нежный Иосиф" и "Мечтатели". Это живое Кузмин пытается найти в любви, довольно низменной и эгоистичной; он реже обращается к чужеземному, хотя еще пишет стилизованные "Подвиги Великого Александра" и "Ларь весен", газеллы с ярко-восточным колоритом. В "Глиняных голубках" Кузмин определенно отрекается от искусственной поэзии и стремится к реализму, но в очень ограниченной сфере любовных переживаний. Эти стихи серьезнее и глубже прежних; в них есть и грусть, и мечтательность. В эту же книгу вошла неоконченная поэма "Новый Ролла", состоящая из ряда лирических стихотворений, различных по форме.В последней своей повести: "Покойница в доме" (1913) Кузмин приходит к оправданию жизни, нормальной и здоровой, в каких бы формах она ни проявлялась. Сложность современной души он считает болезнью или блажью ("Высокое искусство"). В критических статьях Кузмин обращает внимание на приемы техники, требуя ясности; его статьи скорее похожи на заметки и интересны только отдельными замечаниями.
Большой публике Кузмин больше всего известен как автор первой и самой слабой из его повестей "Крылья", привлекшей к себе внимание в годы болезненного интереса к "половой проблеме". Стих Кузмина разнообразен, гибок и музыкален; многие стихотворения напоминают песни; но он поэт скорее приятный, чем значительный. М. Лопатин. .