Советская историческая энциклопедия - иконоборчество
Связанные словари
Иконоборчество
сокровища и имущество гор. знати, усилили провинц. знать и фемное войско (см. Фемы), поддержали крест. общину и гор. ремесленников. Затем провинц. знать использовала свои привилегии для наступления на крестьян, что привело в дальнейшем, в 820, к нар. восстанию под рук. Фомы Славянина. Массы стали отходить от офиц. И. Этим воспользовалась окрепшая в результате улучшения условий для торговли в связи с усилением воен.
мощи Византии гор. знать, к-рая в 787 временно добилась восстановления иконопочитания. В 815 провинц. знать вновь овладела гос. аппаратом и восстановила И. Однако опасность нараставшего антифеод. нар. движения привела к объединению провинц. и гор. знати в их борьбе с павликианами. Оторванное от нар. движений, И. потерпело поражение; в 843 иконопочитание было окончательно восстановлено.
Победа иконопочитания содействовала развитию феодализации в Византии по своеобразному пути при сохранении бюрократич. управления гос-вом и церковью, при господстве гор. сановной знати.
И. имело место в России в 14 в. и в Зап. Европе в период Реформации (выступление Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).В историографии сущность И. в Византии объяснялась по-разному. В 16-17 вв. конфессиональные историки видели в иконоборцах предшественников реформации. В 18 в. историки-просветители считали И. неудачно проводимой борьбой против суеверий (Ш. Монтескьё, Э. Гиббон). Позитивистская историография 19 в. рассматривала И. с т. зр. социально-политич. реформ (греч. ученый К. Папаригопулос, франц. А. Ломбард). И. понималось как борьба церк. и светского землевладения (В. Г. Васильевский, франц. ученый Ш. Диль) и как борьба против института монашества (И. Андреев, К. Н. Успенский). Нек-рые историки считали И. борьбой идей Востока, отд. религии к-рого (иудаизм, ислам) вообще не признают изображение божества, с самобытной греч.культурой, к-рую якобы защищали иконопочитатели (нем. ученый К. Шварцлозе). И. рассматривалось также как борьба филос. школ (Б. Мелиоранский, югосл. ученый Г. Острогорский). Совр. зап. историография изучает гл. обр. историю почитания икон в визант. церкви (франц. ученый А. Грабар). Связь И. с процессами феодализации Византии разбирается только в сов.
историографии (М. Я. Сюзюмов, Е. Э. Липшиц).Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.-Л., 1940; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердл. гос. пед. ин-та", 1948, в. 4; его же, Историография иконоборчества, "Визант. временник", 1962, т. 22; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры VIII перв. пол. IX вв., М.-Л., 1961; Grabar A., Iconoclasme byzantin. Dossier archéologique, P., 1957; Alexander P. J., The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxf., 1958.М. Я. Сюзюмов. Свердловск. .