Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - исмаилиты

Исмаилиты

приверженцы крайней шиитской мусульм. секты (см. Шиизм), возникшей в сер. 8 в. в Багдадском халифате.

Шестой шиитский имам Джафар ас-Садик (ум. 765) лишил своего старшего сына Исмаила права наследования имамата и назначил своим преемником четвертого сына Муса Казима, но часть шиитов продолжала считать Исмаила законным наследником имамата; за нею и удержалось имя И. (хотя Исмаил умер раньше отца, после смерти к-рого И. признали седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммеда).

Причиной появления исмаилизма был рост клас. противоречий в странах Халифата, охваченных в 8-9 вв. нар. восстаниями. Секта И. выражала настроения той части шиитов, к-рая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям нар. масс. Осн. масса И. состояла из крестьян и бедуинов. Л. Массиньон (Франция), Ф. Хитти (США) и др. указывают также на связь И. с гор. ремесл. корпорациями, а в 10 в. с филос. кружком "Ихван ас-сафа" ("Братья чистоты") в Басре.

Видимо, уже в нач. 9 в. И. разделились на две подсекты. Одна из них, признававшая "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, к-рые скрывались в разных странах от преследований Аббасидов и имена и местопребывание их оставались неизвестными для рядовых И.), позднее получила имя фатимидских И. Другая ветвь, сабийа ("семиричники"), позже получившая имя карматов, считала, что имамов, как и гл. пророков, должно быть всего семь; поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила не должно быть больше имамов, остается лишь ожидать появления седьмого пророка (Махди), к-рый будет предтечей "дня Воскресения" ("страшного суда"). Обе подсекты верили, что Махди, согласно хадису (преданию), "наполнит землю правдой и справедливостью, подобно тому как она теперь наполнена несправедливостью и насилием". Раскол в среде И. не был окончательным, и обе подсекты принимали участие в одних и тех же нар. восстаниях. В нач. 10 в. в Сирии появился некто Убейдаллах, выдававший себя за "скрытого имама" и объявивший себя Махди; после неудачи восстания в Сирии он бежал в Сев. Африку (902), где, воспользовавшись восстанием берберов, основал исмаилитский халифат (см. Фатимидов халифат). Радикальные карматы не признавали фатимидских халифов за имамов и не одобряли их политич. линии; с 10 в. разделение И. на две подсекты стало окончательным.

Обе ветви И. создали крепкую разветвленную орг-цию с иерархией степеней посвящения. Идеологич. система И. состояла из двух резко различных доктрин: "внешней" (захир), экзотерич.. доктрины, т. е. общедоступного учения, к-рое только и знала масса низших, рядовых членов секты, и "внутренней" (батин; отсюда прозвание И. батиниты), эзотерической, к-рую открывали членам секты высших степеней, для к-рых предписания "внешней" доктрины были необязательны. Первая доктрина мало чем отличалась от умеренного шиизма (признавалась обязательность большинства обрядов и правовых постановлений шариата). "Внутренняя" доктрина состояла из двух частей: 1) тавиль -аллегорич. истолкование Корана и "внешней" доктрины; 2) хакаик общая система философии и знаний в соединении с теологией. Она эклектична; философия основана гл. обр. на неоплатонизме (не непосредственно на соч. Плотина и Порфирия, а на поздних версиях их, прошедших уже христ. или иудейскую обработку). Натурфилософия И., напротив, основана на рационалистич. философии Аристотеля; в теологии И. смешаны элементы учения Платона, неоплатонизма, христианства, гностицизма. По учению И., всевышний бог "Единый" (Ахад), неопределим и непознаваем для людей; общение с ним для людей и молитва ему невозможны. Он не создал мира непосредственно, но единым актом воли произвел творч. субстанцию мировой разум (акль аль-кулль); последний обладает всеми атрибутами божества, прежде всего знанием; молиться следует ему. Он произвел вторую, низшую эманацию мировую душу (нафс аль-кулль); она, будучи несовершенной, стремится достигнуть совершенства, выделяя из себя новые эманации; она произвела первичную материю (хаийула); последняя произвела землю, планеты, живые твари; но первичная материя пассивна и лишена творч. начала, поэтому она могла создавать только такие формы, идеи или прообразы к-рых существуют в мировом разуме. В чувственном мире отражением мирового разума является совершенный человек, именно пророк натик ("говорящий"), отражением же мировой души является комментатор учения натика самит ("молчащий", т. е. не говорящий от себя), иначе асас (букв. "базис"); так, Моисей, Иисус и Мухаммед натики, а Аарон, апостол Петр, Али соответственно их асасы. "Спасение", утверждают И., есть достижение совершенного знания, аллегория его рай; ад есть аллегория неведения; история человечества состоит из циклов, каждый из к-рых отмечен появлением нового натика, за к-рым следовали имамы. Учение И. гласит, что наступит конец мира, когда избранная часть человечества, т. е. И., при посредстве натиков, асасов и имамов достигнет совершенного знания, и мир вернется к своему источнику мировому разуму; пока это не достигнуто, "избранных", т. е. И., ожидает перевоплощение душ; все остальные люди простые фантомы небытия, обреченные на уничтожение.

В 11 в. влияние И. было сильно и за пределами Фатимидского халифата, в частности в Иране, Йемене и Сев.-Зап. Индии. В 1-й четверти 11 в. от И. откололась секта друзов. Ок. 1078 фатимидские И. раскололись на низаритов и мусталитов, по имени двух сыновей Фатимидского имама-халифа Мустансира (1036-1094) Низара и Мустали, претендовавших на преемство отцу. Мусталиты победили в Египте и Сирии; низариты, признававшие "скрытых" имамов из потомков Низара, убитого по приказу брата, преобладали в Иране и Индии. В Иране низариты внесли в доктрину и организацию И. новые элементы, и их учение получило имя "нового призыва"; опираясь на крестьян и ремесленников, низариты захватили ряд крепостей и замков и создали свое гос-во (см. Исмаилитов государство).

Низариты составляют теперь подавляющее большинство среди И. Точная численность их неизвестна. Данные, приводившиеся в разное время руководителями секты, противоречивы и явно преувеличены (10, 15, даже 20 млн. чел.). Низариты проживают в 22 странах Азии и Африки, в т. ч. в Иране, Ираке, ОАР, Сирии, Афганистане, СССР (Горно-Бадахшанская авт. обл.), КНР (Синьцзян), Бирме, странах Вост. Африки. Однако гл. центром их стала Индия, куда в 1841 переселился из Ирана их 45-й имам Ага-хан. После раздела Индии в 1947 важнейшим центром низаритов стал Пакистан. При Ага-хане III (1885-1957) к руководству И. пришла крупная буржуазия из инд. торг. касты ходжа. Ее интересы выражает и нынешний имам Ага-хан IV Карим, к-рый сам является крупным предпринимателем, имеет деловые интересы во мн. странах и связан с англ. и амер. монополиями. Все низариты обязаны платить ему дань. Низаритские орг-ции в разных странах ведут интенсивную пропаганду исмаилизма, бурж. модернизма в исламе и панисламизма.

Мусталиты в наст. время по разным оценкам насчитывают от 300 до 500 т. ч. Между 11 и 16 вв. часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Зап. Индию, гл. обр. Гуджарат. Там же мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм мн. выходцев из индусских торг.-ростовщических каст. Т. о. возникла в Гуджарате община "бохра", или "бохара", превратившаяся со временем в торг. касту. На рубеже 18-19 вв. началось расселение "бохра" из Гуджарата по всей Индии и за ее пределы в страны Вост. Африки, Аравии, Юго-Вост. Азии. В кон. 19 нач. 20 вв. верхушка буржуазии "бохра" заняла господств. положение также среди мусталитов.

Организация и доктрина И. в раннем периоде (до 11 в.) далеко еще не вполне выяснены. Европ. исследователи И. До 1-й четв. 20 в. основывались почти исключительно на тех (часто предвзятых и неточных) известиях об И., какие исходили от ср.-век. суннитских теологов и ересиологов (авторов трудов о "ересях"), т. е. от противников И. Многие установившиеся среди исламоведов мнения об И. теперь пересмотрены в свете вновь изд. подлинных текстов и новых исследований Б. Льюиса (Англия), Л. Массиньона (Франция) и В. А. Иванова (Иран). Труды последнего внесли новое в изучение И., но значение этих трудов сильно снижается ясно выраженной происмаилитской апологетической тенденцией.

Лит.: Бертельс А. E., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959, гл. 2-3; Беляев Е. A., Мусульманское сектантство, М., 1957, стр. 47-80; Левин С. Ф., Орг-ция исмаилитской буржуазии в Пакистане, "КСИНА", т. 71, М., 1964; Massignon L., Karmaten, "Enzyklopaedie des Islam", Bd 2, Leiden Lpz., 1927; Al-Hamdani Husain P., The history of the Isma'ili Da'wat and its literature during the last phase of the Fatimid empire, "Journal of The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland", 1932, pt 1; Lewis B., The origins of isma'ilism. A study of the historical background of the Fatimid caliphate, Camb., (1940); Ivanow W., Ismaili tradition concerning the rise of the Fatimids, L.-N. Y., 1942; его же, Studies in early Persian ismailism, Cairo, 1948; его же, Brief survey of the evolution of ismailism, Leiden (Bombay), 1952; его же, Ismaili literatur. A bibliographical survey, L., 1933, 2 ed., Tehran, 1963; Hollister I. N., The Shi'a of India, L., 1953; Hodgson M., The Order of Assasins, 'sGravenhage, 1955. См. также лит. при статьях Ислам и Исмаилитов государство.

И. П. Петрушевский. Ленинград.-***-***-***-

Государство Исмаилитов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое исмаилиты
Значение слова исмаилиты
Что означает исмаилиты
Толкование слова исмаилиты
Определение термина исмаилиты
ismaility это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):