Дипломатический словарь - канси сюань-е
Канси сюань-е
К. уступил на престол в 1661. До 1669 власть фактически находилась в руках одного из четырёх регентов Обои.
К. прежде всего стремился подчинить новой династии все китайские территории. В 1673 он решил уничтожить фактически независимые феодальные княжества Южного Китая и отдал приказ о ликвидации самостоятельных войск южных князьков, т. н. наместников провинций Юньнань, Гуйчжоу, Фуцзянь и Гуандун. В ответ на это южные феодалы во главе с У Сан-гуем подняли восстание. К ним присоединились широкие слои китайского населения. Восстание приобрело характер патриотической борьбы за изгнание манчжур из Китая. В 1681, после 8 лет ожесгочённой борьбы, К. удалось подавить врагов.
В 1683 войска и флот К. захватили Формозу, и с этого времени она вошла в состав Китая.
К. вёл длительную борьбу с ойратами. Возвысившееся Джунгарское ханство ойратов (западно-монгольских племён) мешало завоевательной политике Китая, направленной против Средней Азии и Тибета, и угрожало торговым путям между Китаем
и Россией. В 1688 ойраты вторглись в Халху (Внешняя Монголия), угрожая Китаю. В 1690 войска К. изгнали ойратов из Внешней Монголии и включили последнюю в состав Китая, а халхаские князья признали себя вассалами К. В 1715 К. начал новую воину с ойратами, которая длилась свыше 40 лет и закончилась уже при преемниках К. полным завоеванием ойратского ханства.
В 1720 К. организовал военную экспедицию в Тибет, изгнал оттуда джунгар и присоединил Тибет к Китаю.
При К. укрепились дипломатические связи Китая с Европой и в первую очередь с Россией.
К середине 17 в. русские, завоевав Сибирь, продвинулись в Приамурье.
Стремясь к захвату Монголии и не желая допустить закрепления русских на манчжурской границе, К. решил изгнать русских с левого берега Амура. Его войска дважды осаждали и разрушали крепость Албазин.
Правительство царевны Софьи не решалось вести серьёзную войну с Китаем. Мир с Россией нужен был и К., т. к. он в то время готовился к войне против ойратов и рассчитывал на русский нейтралитет. В результате миссии Головина (см.) в 1689 был подписан Нерчинский договор (см.) первый договор Китая с европейской державой, служивший в продолжение 70 лет основой для довольно тесных дипломатических и весьма интенсивных торговых отношений между Россией и Китаем.
В 1715 по настоянию Петра I в Бэйпине был построен православный храм и подворье для 45 руссках казаков, уведённых в Бэйпин китайцами после взятия Албазина, и учреждена русская духовная миссия (см.).
В 1720 Пётр I направил в Бэйпин для заключения договора посольство Измайлова. Посол был милостиво принят самим императором К., который просил Измайлова передать своему государю, "чтобы он берёг себя и не слишком доверялся морю и что нет причин для какого-либо неудовольствия между Китаем и Россией". Но торговый договор заключён не был, в частности потому, что русские предоставляли убежище монголам антикитайской ориентации, бежавшим из страны, приняли в России джунгарского князя, с которым Китай вёл войну, и медлили с размежеванием русско-китайских земель.
Укреплению связей Китая с Европой при К. в большой мере способствовали христианские миссионеры, особенно иезуиты, проводники иностранного влияния в Китае. В 1692 К. издал указ, которым легализовалась миссионерская деятельность и ей оказывалось покровительство. Французским миссионерам, вылечившим императора от малярии хинином, впервые в истории Китая было разрешено выстроить свой храм в пределах "запретного города". Миссионеры, особенно иезуиты, использовались на государственной службе в качестве переводчиков, внешнеполитических и военных советников, врачей, учёных механиков, математиков, астрономов и т.д. Так, миссионеры Адам Шаль и Вербист помогли вооружить китайскую армию новыми пушками. Иезуиты Жербильон и Перейра играли важную роль во время русско-китайских переговоров в Нерчинске.
Однако возросшее вмешательство миссионеров во внутрикитайские дела и их интриги при дворе ухудшили отношение к ним К. В 1705 римский папа прислал в Бэйпин своего легата Шарля де Турнон, который т. н. Нанкинским эдиктом решительно запретил участие китайцев-христиан в национальных обрядах. Второго посла, присланного Ватиканом, К. не принял, заявив, что не потерпит постороннего вмешательства в дела своих подданных.
Затем был издан ряд императорских указов, угрожавших смертью за проповедь, направленную против национальных китайских обычаев, требовавших для каждого проповедника особою императорского разрешения и даже предписывавших изгнание из Китая всех миссионеров, кроме иезуитов.