Художественная энциклопедия - армянская советская социалистическая республика
Связанные словари
Армянская советская социалистическая республика
Архитектура. Древнейшие поселения на территории Армения восходят к энеолиту (Шенгавит и др.). Высокой строительной культурой характеризуются сооружения государства Урарту (IX-VI вв. до н. э.) на территории Армении. От периода эллинизма (последние века до н. э. первые века н. э.) сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость Гарни. Народное жилище глхатун (прямоугольный в плане, со ступенчатым деревянным шатром) возводилось до XX в. В связи с развитием феодальных отношений (III-IV вв.) и принятием христианства (301) сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце). Строятся церкви: однонефные зальные (в Лернакерте, V в.) и трехнефные базиликальные (Ерерукская базилика). Разрабатываются типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, V в.); четырехапсидные (в Црвизе, V-VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без них (в Мастаре, конец VI начало VII вв.); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом с полуциркульными нишами в углах средокрестия (Рипсиме); восьмиапсидные (Зоравар, VII в.) и др. В середине VII в. возводится трехярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрических и базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (в Текоре, конец V в.) и уникальных "купольных залов" (в Птгни, VI в.), в которых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам. Сооружения V-VII вв. характеризуются компактной композицией, гармоничностью пропорций, лаконизмом декора. Прерванное в конце VII в. арабским завоеванием монументальное строительство переживает новый подъём с конца IX в. после освобождения страны от иноземного владычества. Частично сохраняются прежние композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная резьба по камню). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции. Ведётся обширное гражданское и культовое строительство в городах страны, в частности в Ани, столице с 961, с которой связано творчество зодчего Трдата, на острове Ахтамар. Стратегические пути прикрываются мощными крепостями (Анберд), формируются крупные монастырские комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконка). В XII-XIV вв. ведущей становится гражданская архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи села Ахкенд). Строятся мосты (близ Санаина, конец XII в.). Возводятся гавиты (притворы) полукультовые сооружения, в монументальных формах воспроизводящие композицию народного жилого дома (в Санаине, Ахпате). Церковное зодчество замыкается в нескольких канонических типах. Значительный интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк (Гегард, XII-XIII вв.). Большое строительство в XI-XIV вв. ведётся в Киликийском армянском государстве (1080-1375), где возводятся крепости, порты, дворцы, монастыри, храмы, школы, больницы. Монголо-татарское нашествие привело к упадку экономики, и только в середине XVII в. возобновляется монументальное строительство (монастырские комплексы Мугни, Хор-Вирап и др.). После присоединения к России (1828), особенно в конце XIX начале XX вв., в городах сооружаются двух-, трехэтажные дома, многоквартирные, часто галерейного типа здания общественного назначения.
Октябрьская революция 1917 определила коренной перелом в развитии армянской архитектуры, формировавшейся с учётом творческого использования традиций национального зодчества, на основе новых социальных условий. За годы Советской власти фактически заново построена столица Арменияи Ереван. Реконструкция Еревана по генеральному плану 1924 (архитектор А. И. Таманян) предусматривала функциональное зонирование территории, создание ансамбля крупных общественных зданий (площадь Ленина). Многоэтажные дома с квартирами сквозного проветривания и верандами строились в Ереване, Ленинакане, Алаверди и других городах. В 30-х гг. архитекторы К. С. Алабян, Г. Б. Кочар, М. Д. Мазманян и др. осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски объёмно-планировочных композиций южного типа жилища. Большую роль сыграло творчество Таманяна: стремление сочетать современные и традиционные архитектурные формы (Дом правительства, совместно с Г. А. Таманяном, 1926-41, театр оперы и балета, 1926-53, оба в Ереване) определило стилевую направленность армянской архитектуры до середины 50-х гг. (винные подвалы треста "Арарат", 1937-63, архитектор Р. С. Исраэлян, первая очередь с Кочаром и др.; центральный крытый рынок, 1952, архитектор Г. Г. Агабабян, конструктор А. А. Аракелян; здания на площади Ленина, 1955-58, архитектор М. В. Григорян, Э. А. Сарапян, С. А. Сафарян и др. все в Ереване). Применение местного камня различных оттенков (розовый, белый и другой туф) придаёт своеобразный колорит городам и посёлкам Армении. Во второй половине 50-х начале 80-х гг. творческие поиски архитекторов направлены на создание новых архитектурных форм и средств архитектурно-художественной выразительности на основе современных конструкций, новых строительных и отделочных материалов (драматический театр им. Г. Сундукяна, 1966, архитектор Р. Б. Алавердян, конструктор Р. А. Бадалян и др.; стадион "Раздан", 1967-72, архитектор К. А. Акопян, Г. Н. Мушегян, конструктор Э. С. Тосунян; Дом молодёжи, 1979, архитекторы С. Е. Хачикян, А. А. Тарханян, Г. Г. Погосян, М. А. Закарян, инженер Г. В. Геворкян и др.; Музей этнографии Армении в Октемберяне, 1979, архитектор Исраэлян; гостиница "Двин", 1979, архитекторы Ф. С. Акопян, А. С. Алексанян, Э. А. Сафарян; спортивно-концертный комплекс, первая очередь 1977-83, архитекторы Акопян, Погосян и др., инженер И. Г. Цатурян, Г. С. Азизян и др., все в Ереване; аэропорт "Звартноц" близ Еревана, 1982, архитекторы Тарханян, Хачикян, Л. В. Черкезян, Ж. С. Шехлян, конструктор С. М. Багдасарян). Всё шире используются скульптура, каменная мозаика. Уделяется внимание градостроительству: разработан генеральный план Еревана (1970, архитекторы М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.), реконструируются центры городов (Еревана, Ленинакана, Кировакана). Строятся жилые дома повышенной этажности. Создаются мемориальные сооружения-памятники: в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (1966-82, архитекторы С. А. Гурзадян и Д. П. Торосян), в память жертв геноцида армян 1915 (1965, архитекторы С. Г. Капашян, Тарханян, художник О. Хачатрян) оба в Ереване; в память битвы под Сардарапатом в 1918 (1968, архитектор Исраэлян, скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. А. Шагинян) в Октемберянском районе. Архитектура гидротехнических и промышленных сооружений 40-70-х гг. представлена зданиями ГЭС (Гюмушская, Ереванская) и крупных заводов (химического волокна в Кировакане). Построены мосты через р. Раздан в Ереване (инженеры З. В. Пинаджян, Н. А. Славинский, архитектор Г. Г. Агабабян) и р. Касах в Аштараке (инженер С. П. Овнанян), акведук в Ереване (инженер Г. Г. Егиян, архитектор Исраэлян). С 1977 ведётся строительство Ереванского метрополитена (в 1981 завершено сооружение 6 станций первой очереди).
Изобразительное искусство. На территории Армении найдены наскальные изображения 6-го тысячелетия до н. э., энеолитическая чернолощёная керамика с резным геометрическим узором; художественные изделия из металла (сосуды, украшения и др.), красноглиняная керамика с чёрной геометрической росписью 2-го тысячелетия до н. э. Обнаружены "вишапы" огромные каменные рыбы. Остатки стенных росписей, многочисленные керамические и бронзовые изделия, ювелирные украшения открыты в урартских крепостях (Эребуни, Тейшебаини). От эпохи эллинизма сохранились серебряные чаши и ритоны, фрагменты скульптуры, мозаики. После принятия христианства новое идейное содержание получило своеобразное творческое претворение в искусстве Армении. Средневековые храмы украшались мозаиками и росписями (в церквах в Аруче, Талине и Лмбате, VII в., в Татеве и на Ахтамаре, X в., в Ахтале, XII в., в Ани, XIII в.). Ранняя средневековая скульптура представлена стелами IV-V вв. с резными изображениями, скромным декором церквей V в. С конца VI-VII вв. резной декор становится богаче (на капителях храма Звартноца, VII в.; на стенах церквей в Ани, Нор-Гетике, Нораванке все XIII-XIV вв.), появляются сюжетные фигурные рельефы (в Ахпате, Санаине, Ахтамаре, Ани все X-XI вв.). С IX в. появляются хачкары (стелы с резным изображением креста в орнаментном обрамлении). Ведущим видом изобразительного искусства средневековой Армении была книжная миниатюра. При разнообразии стилей и особенностей различных местных школ армянскую миниатюру в целом отличают богатое декоративно-орнаментное убранство, цветовая насыщенность, ясность композиционных построений. С IX-X вв. в ней прослеживаются два направления: для первого, обусловленного заказами феодальной знати, характерны парадность, живописность, развитый орнамент, обилие золота (евангелия царицы Млке, 862, Эчмиадзинское, 989, Гагика Карсского, XI в.), для второго, связанного с демократическими слоями, графичность, лаконизм, выразительность лиц и движений (Евангелие, 1038). Особенно многообразна миниатюра в XIII-XIV вв., когда развивается ряд локальных школ. Наиболее значительна киликийская школа, известная с XII в. и пережившая расцвет во второй половине XIII в., особенно в творчестве выдающегося художника Рослин Рослина. Его миниатюры отличаются психологической выразительностью персонажей, виртуозно разработанным орнаментом. Среди крупнейших мастеров других школ миниатюры Армении Торос Таронаци, Момик (оба XIV в.), Григор Татеваци (XV в.), Акоп Джугаеци (конец XVI начало XVII вв.). Средневековое декоративноприкладное искусство Армении представлено разнообразной керамикой, вышивкой, художественными изделиями из металла (серебряный позолоченный складень, 1293, ГЭ), резьбой по дереву. С середины XVII в. намечается поворот к светской тематике. Впервые появляется станковый портрет изображения знатных горожан, выполненные Ованесом Мркузом и Минасом Зограбяном, в творчестве которых проявились приёмы западноевропейской реалистической живописи. В XVIII в. в работах художников семьи Овнатанян для Эчмиадзинского собора черты реализма становятся отчётливее. Родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатаняну принадлежали первые росписи Эчмиадзинского собора; среди последующих работ выделяются выполненные маслом картины на религиозные сюжеты его сыновей Акопа и Арутюна, а также изображения святых и деятелей армянской церкви, исполненные его внуком Овнатаном. После присоединения Восточной Армении к России, с усилением связей с русской и западной художественной культурой, развивалось светское изобразительное искусство Армении, первоначально главным образом живопись. В 30-70-х гг. XIX в. развит преимущественно портрет (произведения самобытного художника Акопа Овнатаняна и мастера академии, школы С. А. Нерсесяна). В Феодосии работал знаменитый маринист армянин по национальности И. К. Айвазовский. Колониальная политика русского царизма лишала армянских художников условий для творческой деятельности у себя на родине; они работали в Тифлисе, а также в Москве, Петербурге и за рубежом, испытывая различные художественные воздействия. Свои произведения они посвящали жизни армянского народа, природе Армении. В 1880-90-х гг. реалистические бытовые картины писал А. И. Шамшинян, к историческим и историко-бытовым темам обращался В. Я. Суреньянц, выступавший также как иллюстратор и театральный художник. Развивался пейзаж, родоначальником которого был Г. З. Башинджагян. На рубеже XIX-XX вв. в русле реалистического демократического направления создавались сюжетные картины (Е. М. Татевосян), портреты (С. М. Агаджанян), пейзажи (Ф. П. Терлемезян, Татевосян, А. Фетваджян), натюрморты (З. Заказян). Появились армянские скульпторы, работавшие преимущественно в Париже: А. М. Тер-Марукян автор первого памятника в Армении статуи X. Абовяна (1913, установлена в 1933, ныне во дворе Дома-музея Абовяна, Ереван); А. М. Гюрджян создатель галереи мастерски исполненных портретов. В области графики известность получил (работавший в Париже) Э. Шаин. В первом десятилетии XX в. в Москве выступил армянский живописец М. С. Сарьян, творчество которого ознаменовалось поисками новых средств художественной выразительности (обобщённость рисунка, интенсивность декоративного колорита). Коренные изменения в развитии искусства Армении определила Октябрьская революция 1917. После 1920 многие армянские художники переехали в Армению. В формировании армянской советской художественной школы в 20-30-х гг. большую роль играли творчество Сарьяна (пейзажи, натюрморты, острые по характеристике портреты), портреты Агаджаняна. В живописи развился пейзаж (Татевосян, С. А. Аракелян, Г. М. Гюрджян, Терлемезян). Тематические картины создавали Аракелян, А. К. Коджоян, Татевосян, А. А. Бажбеук-Меликян, натюрморты Г. С. Григорян (Джотто; последние три работали в Тбилиси). Развивается монументальная и станковая скульптура (памятники, связанные с осуществлением ленинского плана монументальной пропаганды, портреты; А. М. Саркисян, С. Л. Степанян, А. А. Урарту).
Выделяется станковая и книжная графика Коджояна, Т. А. Хачванкяна. Получила развитие театральная живопись (Г. Б. Якулов, М. А. Арутчян, Сарьян и др.). Для 40-50-х гг. характерно развитие сюжетной картины (сцены труда, исторические события, новый быт), пейзажа, натюрморта. В эти годы выдвинулись: живописец и график М. М. Абегян; живописцы М. А. Асламазян, О. М. Зардарян, Л. А. Бажбеук-Меликян, С. М. Мурадян и др., репатриировавшиеся из-за рубежа А. Т. Каленц и П. Н. Контураджян; среди графиков Г. С. Ханджян (работающий также как живописец), В. Т. Айвазян; среди скульпторов Е. С. Кочар (автор монумента "Давид Сасунский" в Ереване, 1959; известен также как живописец и график), Н. Б. Никогосян, С. И. Багдасарьян, Г. Г. Чубарян и др. В живописи преобладают эмоциональная насыщенность, мажорная красочность, часто декоративность. В скульптуре появляются полные движения и экспрессии монументы.
С 60-х гг. в живописи Армении наметились новые тенденции. В творчестве М. К. Аветисяна новую трактовку получила сарьяновская традиция. Отмечается стремление к аналитическому изучению объекта, осмыслению современности через обращение к истории и народным преданиям Армении, поиск цветовой многозначности в пределах строго избранной гаммы (А. Т. Акопян, Р. М. Адалян, Г. В. и Р. В. Элибекяны, М. В. Петросян и др.). Для графики характерно разнообразие жанров (сюжетные композиции, пейзаж, портрет, натюрморт; Айвазян, В. Г. Хачикян, Р. Л. Хачатрян, А. А. Унанян и др.). В скульптуре усилились интерес к раскрытию духовного мира человека, стремление к свободе пластического языка (Никогосян, Багдасарян, Чубарян, А. А. Арутюнян, Л. Г. Токмаджян и др.). Среди мастеров декоративно-прикладного искусства выделяются керамисты Р. Л. Симонян, Р. И. Шавердян, А. Г. Бдеян и др. В области театральной живописи работают А. О. Мирзоян, С. Т. Арутчян и др.
Архитекторов в Армении готовит строительный факультет Ереванского политехнического института им. К. Маркса, художников Художественно-театральный институт и Художественное училище им. Ф. Терлемезяна в Ереване. В 1932 основан СХ Армянской ССР, в 1933 СА Армянской ССР.
Мастер Погос. Хачкар ("крест-камень") из Гошаванка. 1237.
Церковь Рипсиме в Эчмиадзине. 618.
Замок Тигнис. 9 10 вв.
Е. М. Татевосян. "Пастух со стадом". 1919. Музей искусства народов Востока. Москва.
С. М. Агаджанян. Портрет отца. 1900. Картинная галерея Армении. Ереван.
А. К. Коджоян. "Расстрел коммунистов в Зангезуре". 1930. Картинная галерея Армении. Ереван.
М. А. Асламазян. "Возвращение героя". 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.
О. М. Зардарян. "Весна". 1956. Третьяковская галерея. Москва.
С. М. Мурадян. "Под мирным небом". 1972. Картинная галерея Армении. Ереван.
Дом молодежи в Ереване. Завершен в 1979. Архитекторы С. Е. Хачикян, А. А. Тарханян, Г. Г. Погосян, М. А. Закарян, инженеры Г. В. Геворкян, И. Г. Цатурян, С. М. Багдасарян.
А. И. Таманян. Театр оперы и балета имени А. С. Спендиарова в Ереване. 1926 1939, завершён в 1953.
Е. С. Кочар. Монумент "Давид Сасунский" в Ереване. Бронза, базальт. 1959.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ИИН СССР, т. 1-9, М., 1971-81; Н. М. Токарский, Архитектура Армении IV-XIV вв., Ер., 1961; его же, По страницам истории армянской архитектуры, Ер., 1973; Т. Измайлова, М. Айвазян, Искусство Армении, М., 1962; Н. С. Степаням, Искусство Армянской ССР, М., 1967; Армянская миниатюра. (Альбом. Вступ. ст. Л. А. Дурново), Ер., 1969; В. М. Арутюнян, М. М. Асратян, А. А. Меликян, Архитектура Советской Армении, М., 1972; Изобразительное искусство Армянской ССР. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. (Альбом. Автор вступ. ст. М. М. Казарян), М., 1978; С. Мнацаканян X., К. Л. Оганесян, А. А. Саинян, Очерки по истории архитектуры Древней и Средневековой Армении, Ер., 1978; Л. А. Дурново, Орнаменты армянских рукописей, Ер., 1978; её же, Очерки изобразительного искусства Средневековой Армении, М., 1979; Очерки по истории армянского изобразительного искусства, Ер., 1979; Т. А. Измайлова, Армянская миниатюра XI в., М., 1979; Искусство Советской Армении за 60 лет. Сб., Ер., 1980; А. Григорян, Современная архитектура Армении, Ер., 1983. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)