Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - некрасов николай алексеевич

Некрасов николай алексеевич

Некрасов Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, ‒ 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Н. прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832‒37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839‒1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Н. дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», ‒ вспоминал он позднее. Н. писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 ‒ в «Литературной газете» и «Отечественных записках» В 1842‒1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Н. пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Н. явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Н. как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Н. сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848‒49, и «Мёртвое озеро», 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Н.). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х гг. Н. поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Н. мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; «... все симпатии его были на стороне Чернышевского», ‒ указывал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Н. сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, ‒ вспоминал Чернышевский, ‒ высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал» (Полное собрание соч., т. 15, 1950, с. 793).

На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Н. как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник Н. «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859‒1861 в поэзии Н. углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Н. в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Н. сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьева Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости!...»).

В 1868 Н. удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах ‒ «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872‒73), сатиру «Современники» (1875‒76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Н. воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Н. стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Н., проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа ‒ и моя». Похороны Н. (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества «Земля и воля» выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Н. рядом с А. С. Пушкиным.

Поэзия Н., подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Н. среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. «Я лиру посвятил народу своему», ‒ сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Н. ‒ от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Н., не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Н. был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! ».

Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Н. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Н., овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Н.; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках ‒ «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х гг. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866‒76) увенчивает творчество Н. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Н. вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Н. ‒ его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875‒1876); в центре второй из них ‒ фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Н. широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

Многие стихи Н. ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов...» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Ерёмушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С. И. Танеев («Бьётся сердце беспокойное»).

Марксистское литературоведение (Г. В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Н. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искажённых царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Н. в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).

Соч.: Полн. собр. соч. и писем, т. 1‒12, М., 1948‒52; Полн. собр. стихотворений, т. 1‒3, [Л.], 1967; Собр. соч., т. 1‒3, М., 1971.

Лит.: Луначарский А. В., Н. А. Некрасов, Собр. соч., т. 1, М., 1963; Литературное наследство, т. 49‒54, М., 1946‒49: Евгеньев-Максимов В. Е., Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1‒3, М. ‒ Л., 1947‒52; Чуковский К. И., Мастерство Некрасова, 4 изд., М., 1962; Корман Б. О., Лирика Н. А. Некрасова, Воронеж, 1964; Некрасовский сборник, т. 1‒5, М. ‒ Л., 1951‒73; Гин М. М., От факта к образу и сюжету. О поэзии Н. А. Некрасова, М., 1971; Степанов Н. Л., Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1971; Жданов В. В., Некрасов, М., 1971; его же, Некрасов и зарубежная литература, «Иностранная литература», 1971, № 12; Н. А. Некрасов и русская литература, 1821‒1971. [Сб. ст.], М., 1971; Некрасов и литература народов Советского Союза, Ереван, 1972; Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, [М., 1971]; Иванов Г. К., Н. А. Некрасов в музыке, М., 1972; Corbet С. H., Nekrasov l'homme et le poete, P., 1948; Ашукин Н. С., Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова, М. ‒ Л., 1935; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. ‒ Л., 1962.

В. В. Жданов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое некрасов николай алексеевич
Значение слова некрасов николай алексеевич
Что означает некрасов николай алексеевич
Толкование слова некрасов николай алексеевич
Определение термина некрасов николай алексеевич
nekrasov nikolay alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины