Большая Советская энциклопедия - регистан (парадная площадь)
Связанные словари
Регистан (парадная площадь)
Регистан (иран., буквально ‒ место, покрытое песком, от peг ‒ песок и стан ‒ место; тадж. регистон), наименование парадных площадей в городах Среднего Востока. Наиболее известен Р. в Самарканде ‒ шедевр градостроительного искусства Средней Азии 15‒17 вв. Первое архитектурное оформление самаркандского Р. относится в основном к 1-й половине 15 в., когда квадратное пространство площади было обстроено по периметру группой монументальных зданий. На западной стороне в 1417‒20 было сооружено медресе Улугбека ‒ прямоугольное здание с 4-айванным двором, 2 этажами келий, обширными аудиториями и мечетью; по углам ‒ минареты; с восточной стороны ‒ громадный портал. Его стены почти сплошь покрыты богатейшим декором: орнаментальные мозаики из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики; мраморные панели. На восточной стороне в 1424 была воздвигнута ханака Улугбека, на сев. ‒ в 1420-е гг. построен караван-сарай Мирзой, а на южной ‒ в 1430-е гг. сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. В 1510-е гг. к Ю. от площади было выстроено медресе Абу-Саид-хана. Однако на протяжении 16 в. постройки Р. пришли в упадок, часть зданий снесли и в 1-й половине 17 в. здесь были осуществлены большие перестройки. В 1619‒1635/36 напротив медресе Улугбека, взамен ханаки, было воздвигнуто медресе Шир-Дор («Тигров имеющее», зодчий Лбул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас; см. илл.). Его стены отделаны цветными поливными кирпичиками, майоликовыми плитками и мозаикой из резной керамики. Над главной аркой на орнаментальном фоне помещено парное мозаичное изображение тигра (отсюда название), нападающего на лань, и лучистого солнца. В 1646/47 ‒ 1659/60 на месте караван-сарая Мирзой было возведено медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом»), снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное росписью с обильным применением золота (отсюда название). Эти пышно орнаментированные здания, ограничивающие пространство площади с 3 сторон, создают ансамбль благодаря использованию градостроительного приёма «кош» (медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых и чётких пропорциональных отношений. Величественное звучание ансамбля в значительной мере создаётся ритмом крупных форм составляющих его сооружений. Высокие, рационально организованные, насыщенные ярким декором здания Р. эффектно выделялись на общем фоне низкой, тесной застройки города, утверждая его центр ‒ узел схождения главных уличных артерий.
Лит.: Массон М. Е., Регистан и его медресе, Таш., 1926; Крюков К. С., Регистан. [Памятник архитектуры], 4 изд., Таш., 1970. См. также лит, при ст. Самарканд
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978