Музыкальный словарь - бабаджанян арно арутюнович
Связанные словари
Бабаджанян арно арутюнович
( 22 I 1921, Ереван 11 XI 1983, Москва)
Творчество А. Бабаджаняна, прочно связанное с традициями русской и армянской музыки, стало значительным явлением в советской музыке. Композитор родился в семье педагогов: отец преподавал математику, а мать русский язык. В юности Бабаджанян получил всестороннее музыкальное образование. Он занимался сперва в Ереванской консерватории в классе композиции у С.
Бархударяна и В. Тальяна, затем переехал в Москву, где окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; здесь его учителями были Е. Гнесина (фортепиано) и В. Шебалин (композиция). В 1947 г. Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 Московскую консерваторию по классу фортепиано К.Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского в студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве. С 1950 г. Бабаджанян преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, а в 1956 г. переехал в Москву, где целиком отдался сочинению музыки. Композиторская индивидуальность Бабаджаняна складывалась под влиянием творчества П.
Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, а также классиков армянской музыки Комитаса, А. Спендиарова. От русской и армянской классических традиций Бабаджанян впитал то, что в наибольшей мере отвечало его собственному ощущению окружающего мира: романтическую приподнятость, открытую эмоциональность, патетику, драматизм, лирическую поэтичность, красочность.
Сочинения 50-х гг. "Героическую балладу" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное Трио (1952) отличают эмоциональная щедрость высказывания, кантиленная мелодика широкого дыхания, сочные и свежие гармонические краски. В 60 70-е гг. в творческом почерке Бабаджаняна обозначился поворот к новой образности, новым выразительным средствам. Сочинения этих лет отличает сдержанность эмоционального выражения, психологическая углубленность. Прежняя песенно-романсовая кантилена сменилась мелодикой экспрессивного монолога, напряженными речевыми интонациями. Эти черты характерны для виолончельного Концерта (1962), Третьего квартета, посвященного памяти Шостаковича (1976).Новые композиционные приемы Бабаджанян органично сочетает с этнически окрашенной интонацией.
Особое признание завоевал Бабаджанян-пианист, яркий интерпретатор своих сочинений, а также произведений мировой классики: Р. Шумана, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева. Д. Шостакович назвал его великолепным пианистом, исполнителем крупного масштаба.
Не случайно фортепианная музыка занимает важное место в творчестве Бабаджаняна. Ярко начав в 40-е гг. "Вагаршапатским танцем", Полифонической сонатой, композитор создал целый ряд ставших впоследствии "репертуарными" сочинений (Прелюдия, Каприччио, "Размышления", Поэма, Шесть картин).Для фортепиано с оркестром написано и одно из последних сочинений "Грезы (Воспоминания", 1982).
Бабаджанян художник самобытный и многогранный. Значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность. В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм.
Широкую популярность приобрели "По ночной Москве, Не спеши, Лучший город земли, Воспоминание, Свадьба, Озарение, Позови меня, Чертово колесо" и др. Много и успешно композитор работал в области кино, эстрадной музыки, музыкально-театральных жанров. Им созданы мюзикл "Багдасар разводится с женой", музыка к фильмам "В поисках адресата, Песня первой любви, Невеста с Севера, В горах мое сердце" и др. Успех и широкое признание творчества Бабаджаняна это не просто его счастливая судьба. Он обладал истинным талантом общения с публикой, умел вызвать непосредственный и сильный эмоциональный Отклик, не разделяя слушателей на поклонников серьезной или легкой музыки. .