Музыкальный словарь - бальсис эдуардас косто
Связанные словари
Бальсис эдуардас косто
Э. Бальсис принадлежит к числу наиболее выдающихся музыкантов Советской Литвы. Его деятельность как композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля и публициста неотделима от расцвета литовской композиторской школы в послевоенный период. Начиная с конца 50-х гг. он один из ведущих ее мастеров.
Творческий путь композитора сложен. Его детство связано с украинским городом Николаевой, потом семья переезжает в Клайпеду. В эти годы общение с музыкой было случайным. В юности Бальсис смочил много занятий учительствовал, увлекался спортом и лишь в 1945 г. поступил в Каунасскую консерваторию в класс профессора А. Рачюнаса. Навсегда остались в памяти композитора годы учебы в Ленинградской консерватории, где он прошел курс аспирантуры у профессора В. Волошинова. В 1948 г. началась педагогическая деятельность Бальсиса в Вильнюсской консерватории, где с 1960 г. он возглавил кафедру композиции. Среди его учеников такие известные композиторы, как А. Бражинскас, Г. Купрявичюс, Б. Горбульскис и др. Искусство Бальсиса-драматически конфликтное, философски наполненное, обращенное к духовному миру нашего современника, тяготеет к большим масштабным полотнам инструментальным, кантатно-ораториальным, опере, балету. Меньше внимания композитор уделял камерным жанрам к ним он обращался в начале творческого пути (струнный Квартет, фортепианная Соната и др.). Наряду с классическими жанрами в наследии Бальсиса широко представлены эстрадные сочинения, массовые песни, музыка для театра и кино, где он сотрудничал с ведущими литовскими режиссерами. В постоянном взаимодействии развлекательных и серьезных жанров композитор видел пути их взаимного обогащения.
Творческой личности Бальсиса было свойственно постоянное горение, поиск новых средств необычных инструментальных составов, сложной техники музыкального языка или оригинальных композиционных структур. При этом он всегда оставался истинно литовским музыкантом, ярким мелодистом. Одна из важнейших граней музыки Бальсиса ее связь с фольклором, глубоким знатоком которого он был. Об этом свидетельствуют его многочисленные обработки народных песен. Композитор считал, что синтез народности и новаторства "будет и в дальнейшем открывать новые интересные пути развития нашей музыки".
Основные творческие достижения Бальсиса связаны с симфонизмом в этом его отличие от традиционной для национальной культуры хоровой ориентации и наиболее глубокое воздействие на молодое поколение литовских композиторов. Однако воплощением его симфонических идей становится не симфония (к ней он не обращался), а жанр концерта, опера, балет. В них композитор выступает как мастер симфонического развития формы, темброво чуткой, колористичной оркестровки.
Крупнейшим событием музыкальной Литвы стал балет "Эгле королева ужей" (1960, либр. собств.), на его основе был сделан первый в республике фильм-балет. Это поэтическая народная сказка о верности и любви, побеждающих зло и вероломство. Красочные морские картины, яркие народно-жанровые сцены, одухотворенные лирические эпизоды балета принадлежат к лучшим страницам литовской музыки. Тема моря одна из любимых в творчестве Бальсиса (в 50-е гг. он сделал новую редакцию симфонической поэмы М. К. Чюрлёниса "Море", а в конце жизни написал поэму для струнных "Блики моря"). В 1980 г. композитор вновь обращается к морской тематике. На этот раз в трагедийном плане в опере "Путешествие в Тильзит" (по одноим. новелле немецкого писателя X. Зудермана "Литовские рассказы", либр. собств.). Здесь Бальсяс выступил как создатель нового для литовской оперы жанра симфонизированной психологической музыкальной драмы, наследующей традиции "Воццека" А. Берга.
Гражданственность, интерес к животрепещущим проблемам современности с особой силой отразились в хоровых сочинениях Бальсиса, написанных в сотрудничестве с крупнейшими поэтами Литвы Э. Межелайтисом и Э. Матузявичюсом (кантаты "Солнце несущий" и "Ленину слава!") и особенно в оратории на стихи поэтессы В. Пальчинокайте "Не троньте синий глобус", (1969). Именно с этим произведением, впервые прозвучавшим на Вроцлавском музыкальном фестивале в 1969 г., творчество Бальсиса приобрело всенародное признание, вышло на мировую арену. Еще в 1953 г. первым в литовской музыке композитор обратился к теме борьбы за мир в Героической поэме, развив ее в "Драматических фресках" для фортепиано, скрипки и оркестра (1965). Оратория раскрывает лик войны в самом страшном ее аспекте как убийцы детства. В 1970 г., выступая на международной конференции ISME (международной Ассоциации детского музыкального воспитания) после исполнения оратории "Не троньте синий глобус", Д. Кабалевский сказал: "Оратория Эдуардаса Бальсиса яркое трагедийное произведение, которое оставляет неизгладимое впечатление глубиной мысли, силой чувства, внутренним напряжением. Гуманистический пафос творчества Бальсиса, его чуткость к печалям и радостям человечества всегда будут близки нашему современнику, гражданину XX столетия".