Музыкальный словарь - черепнин николай николаевич
Связанные словари
Черепнин николай николаевич
Тут целый мир, живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов...
Ф. Тютчев
19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету "Павильон Армиды", которым открылся первый балетный "Русский сезон", организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями "Павильона Армиды", на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа и композитор и дирижер Н. Черепнин.
Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества "Мир искусства", музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, З. Палиашвили, М. Баланчивадзе, А. Спенднаров, С. Василенко, С. Кусевицкий, М. Равель, Г. Пьерне. Ш. Монтё и др., Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог.
Черепнин родился в семье известного петербургского медика, личного врача Ф. Достоевского. Семья Черепниных отличалась широкими художественными интересами: отец композитора знал, например, М. Мусоргского и А. Серова. Черепнин окончил Петербургский университет (юридический факультет) и Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. Римского-Корсакова). До 1921 г. вел активную творческую жизнь как композитор и дирижер ("Русские симфонические концерты", концерты Русского музыкального общества, летние концерты в Павловске, "Исторические концерты" в Москве; дирижер Мариинского театра в Петербурге, оперного театра в Тифлисе, в 1909-14 гг. дирижер "Русских сезонов" в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине). Огромен вклад Черепнина в музыкальную педагогику. Будучи в 190518 гг. преподавателем (с 1909 г.профессором) Петербургской консерватории, он основал первый в России класс дирижирования. Его ученики С. Прокофьев, Н. Малько, Ю. Шапорин, В. Дранишников и ряд других выдающихся музыкантов в своих воспоминаниях посвятили ему слова любви и благодарности.
Велики заслуги Черепнина и перед грузинской музыкальной культурой (в 1918-21 гг. он был директором Тифлисской консерватории, выступал как симфонический и оперный дирижер).
С 1921 г. Черепнин жил в Париже, основал там Русскую консерваторию, сотрудничал с балетным театром А. Павловой, гастролировал как дирижер во многих странах мира. Творческий путь Н. Черепнина продолжался более полувека и был ознаменован созданием свыше 60 опусов музыкальных сочинений, редактур и обработок произведений других авторов. В творческом наследии композитора, представленном всеми музыкальными жанрами, есть произведения, в которых продолжены традиции "Могучей кучки" и П. Чайковского; но есть (и их большинство) произведения, примыкающие к новым художественным течениям XX в., более всего к импрессионизму. Они очень оригинальны и являются новым словом для русской музыки той эпохи.
Центр творчества Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них "Павильон Армиды" (1907), "Нарцисс и Эхо" (1911), "Маска красной смерти" (1915) были созданы для "Русских сезонов". Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью французских импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, а из русских художников с картинами одного из наиболее "музыкальных" художников того времени В. Борисова-Мусатова. Некоторые из произведений Черепнина написаны на темы русских сказок (симфонические поэмы "Марья Моревна, Сказка про царевну Улыбу, Зачарованная птица, Золотая рыбка").
Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти Н. Римского-Корсакова, симфоническая поэма "Судьба" (по Э. По), Вариации на тему солдатской песни "Соловей, соловей, пташечка", Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд "Принцесса Грёза" (по Э. Ростану), симфоническая поэма "Макбет" (по В. Шекспиру), симфоническая картина "Зачарованное царство" (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия "Из края в край" (по одноим. философскому ст. Ф. Тютчева), "Сказка о рыбаке и рыбке" (по А. Пушкину).
Написанные за рубежом в 30-х гг. оперы "Сват" (по пьесе А. Островского "Бедность не порок") и "Ванька-ключник" (по одноим. пьесе Ф. Сологуба) интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.
Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре ("Песнь Сафо" и ряд духовных сочинений a cappella, в т. ч. "Хождение богородицы по мукам" на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах ("Ночь" на ст. В. Юрьева-Дрентельна, "Старая песня" на ст. А. Кольцова, хоры на ст. поэтов-народовольцев И. Пальмина ("Не плачьте над трупами павших борцов") и И. Никитина ("Медленно движется время"). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов от философской лирики ("Трубный глас" на ст. Д. Мережковского, "Думы и волны" на ст. Ф. Тютчева) до картин природы ("Сумерки" на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен ("Венок Городецкому") до сказки ("Фейные сказки" на ст. К. Бальмонта).
Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную "Азбуку в картинках" с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки ("Мельник-колдун, обманщик и сват" М. Соколовского, "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского и др.).
Долгие десятилетия имя Черепнина не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих русских художник.>в, после революции оказавшихся за рубежом. Сейчас творчество композитора наконец заняло подобающее ему место в истории отечественной музыкальной культуры; изданы несколько симфонических партитур и книга его мемуаров, готовится к выпуску Сонатина ор. 61 для духовых, ударных и ксилофона, ждет своего возрождения шедевр Н. Черепнина и М. Фокина балет "Павильон Армиды".