Музыкальный словарь - цинцадзе сулхан федорович
Связанные словари
Цинцадзе сулхан федорович
Талант Силхана Цинцадзе удивительно гармоничен и многолик. Каждое новое сочинение этого композитора музыкальное событие.
А. Эшпай
С. Цинцадзе принадлежит к числу ведущих современных грузинских композиторов, чье творчество широко известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Яркий мелодический дар (люди старшего поколения и сейчас еще порой с удовольствием напевают задорные мотивы из кинофильмов 50-х гг. "Стрекоза, Заноза", музыка к которым написана композитором), артистичность и изящество формы, внешняя сдержанность чувств при большом внутреннем эмоциональном напоре вот качества, которыми прежде всего отмечена многожанровая палитра этого мастера.
Цинцадзе родился в Гори. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в Тбилиси. Отец будущего композитора был назначен главным инспектором Закавказья по овцеводству (в 1937 г. он был арестован и незаконно репрессирован). Вскоре после переезда Сулхан поступает в Первое тбилисское музыкальное училище в класс виолончели профессора Э. Капельницкого. Незаурядное дарование юного виолончелиста было замечено, и его перевели в Группу одаренных детей при Тбилисской консерватории будущую республиканскую Центральную музыкальную школу-десятилетку, где он продолжил занятия у того же педагога. В 1942 г. Цинцадзе был принят на оркестровый факультет консерватории в класс К. Миньяра. Параллельно с учебой он работал в Государственном симфоническом оркестре Грузии и оркестре радио. С 1943 г. Сулхан участник, впервые организованного при филармонии столицы республики Государственного квартета Грузии.
В 1946 г. талантливый юноша перевелся в Московскую консерваторию в класс виолончели знаменитого С. Козолупова. На выпускном экзамене (1950) он играл собственный виолончельный Концерт, написанный в 1947 г.! Во время исполнения этого произведения произошел забавный эпизод. Публика, видимо, услышала вместо непривычной фамилии Цинцадзе вполне известное имя... К. Сен-Санса, и последующее объявление "исполняет автор" зал встретил громким смехом... С виолончелью и квартетом связаны и другие работы начинающего композитора, в частности Первый квартет (1947), обработки грузинских народных мелодий "Лала, Инди-минди, Сачидао". В 1948-53 гг. Цинцадзе занимался в Московской консерватории в классе композиции С. Богатырева. В период учебы им написаны многие камерные сочинения, среди которых Второй квартет и Три квартетные миниатюры, принесшие автору-студенту в 1950 г. высокую награду Государственную премию СССР. Случай редчайший, если не уникальный! К квартетному жанру Цинцадзе обращается с тех пор регулярно, примерно раз в 5-6 лет. Сам композитор не раз говорил, что все его струнные квартеты (в настоящее время их 11) в какой-то мере автобиографичны. Их охотно включают в свой репертуар многие ансамбли мира. Пятый (1965) был отмечен на Международном конкурсе современной музыки ЮНЕСКО в Париже. Шестой (1966) написан по заказу знаменитого Джульярдского квартета (США). Недавно созданный Одиннадцатый (1987) с успехом исполнялся на Третьем международном музыкальном фестивале в Ленинграде (1988).
Композитор активно работает и в области театральной музыки. Им созданы 2 оперы, 3 оперетты и 5 балетов. Лучшие из них составили важную веху в грузинском искусстве наряду с работами в этих жанрах А. Баланчивадзе, Р. Габичвадзе, А. Мачавариани (например, балет "Демон" (1958) ярчайший результат содружества композитора с выдающимся танцовщиком и балетмейстером В. Чабукиани).
Широко известны и многие произведения Цинцадзе, связанные с драматическим театром. Выполнив свою функцию в праздничных, искрометных спектаклях, лучшие номера из музыки к пьесам "Дон Сезар де Базан" (1954), "Испанский священник" (1955), "Венецианский купец" (1984) живут самостоятельной жизнью на концертной эстраде. Композитор всегда находит драматургически точные, интонационно характерные штрихи для важнейших эпизодов и персонажей драматического действия, о чем свидетельствует и его музыка к кинофильмам (вспомним, в частности, известнейшие киноленты "Отарова вдова, Отец солдата"). Театральность мышления, умение выявить остроконтрастные состояния, запечатлеть развитие конфликта сказались и в 5 симфониях Цинцадзе, хотя в них и преобладают лирико-психологические образы. Рецензенты, как правило, отмечают лаконизм и отточенность музыкальной мысли, национальную почвенность языка, полифоническое богатство фактуры, в которой каждый оркестровый голос дышит, живет самостоятельной жизнью.
Как и в юности, композитор часто обращается к своим любимым струнным инструментам. Наряду с многочисленными квартетными миниатюрами, пьесами для виолончели, альта, скрипки им созданы целые циклы из 24 прелюдий для виолончели и фортепиано (1980), для скрипки и камерного оркестра (1987). Им предшествовали 24 прелюдии для фортепиано (1976). Разнообразие красок, приемов звукоизвлечения, современное экспрессивное претворение фольклорных элементов способствуют раскрытию новых выразительных возможностей традиционного инструментария.
Цинцадзе не ограничивает свою деятельность творчеством. С 1964 г. он в течение 19 лет возглавлял Тбилисскую консерваторию, профессором которой остается и поныне (композитор ведет класс оркестровки). Коллеги избрали его председателем СК Грузии. В одном из писем к Цинцадзе выдающийся мастер А. Хачатурян писал: "Мы еще многого ждем от Вас и уверены в Вашем огромном даровании. В истории советской грузинской музыки Вы уже сыграли значительную роль. Но главное еще впереди".