Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - дамбис паулс екабович

Дамбис паулс екабович

( р. 30 VI 1936, Рига)

Дамбис представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет своеобразие интонаций и манеры пения народных сказителей, особый фонизм национального фольклора. Эти свойства народного искусства сочетаются с характерными приемами композиции XX в., с элементами музыкального языка эпохи Возрождения.

В начале творческого пути в первой половине 60-х гг. внимание композитора (в 1962 г. окончившего Латвийскую государственную консерваторию) было сосредоточено на жанрах инструментальной музыки. Во второй половине 60-х гг. наряду с инструментальными произведениями он пишет свои первые хоровые сочинения. Отныне хоровая музыка становится основным жанром творчества Дамбяса.

В поэмах "Костер Джордано Бруно" (на ст. П. Руммо) для смешанного хора, чтеца и инструментального ансамбля (1965) и "Икар" (на ст. Э. Межелайтиса) для смешанного хора, чтеца и фортепиано (1966) Дамбис колористически трактует вокальные и инструментальные тембры, ищет средства образной стилизации. Эту же задачу он ставит перед собой и решает в оратории "Голубая планета" (1967), 6 частей которой раскрывают пути развития человеческой мысли, познающей мир. Литературной основой этой оратории, написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М. Ломоносова, Б. Брехта, Э. Межелайтиса. Дамбис пользуется здесь приемом стилизации старинных жанров сарабанды, паваны, фроттолы, мадригала, которые соединяются с современными звучаниями. В том же году композитор создает Концерт-реквием (на ст. И. Ласманиса) для двойного хора с органом и колоколом, посвященный героям, павшим в Великой Отечественной войне. Он применяет такие экспрессивные виды хорового интонирования, как шепот, полуречь. Этот стиль развивается затем в оратории "Stanza di Michelangelo" ("Комната Микеланджело" 1971), выразившей впечатления композитора от знаменитых скульптур ("Утро, День, Вечер, Ночь") великого мастеря в гробнице Медичи (в свое время вдохновивших Ф. Листа) и написанной на его стихи и фрагменты писем.

Особую область творчества Дамбиса образуют жанрово-характерные сольные и хоровые циклы на народные слова: "Женские песни" (1966) и "Видземские календарные песни" (1968) для сопрано и фортепиано; "Курземская тетрадь" (1967) и "Сиротские песни" (1968) для хора и арфы; "Песни моря" (1971) и "Песни Риги" (1973) для хора a cappella. Среди них выделяется хоровой цикл "Пастушьи голоса" (1974) своего рода итог стилистических исканий в хоровых сочинениях на фольклорные тексты. В этом цикле Дамбис использует подлинные пастушьи мелодии, а также песни-ликования, бытующие в местностях Барты и Ницы (Лиепайская обл.), синтезируя их безыскусственность с современным музыкальным языком. Композитор пользуется таким островыразительным и красочным приемом, как алеаторические построения с произвольным временным чередованием звуков. К латышскому фольклору Дамбис обращается и в оригинальных по замыслу кантатах для смешанного хора и инструментального ансамбля на народные тексты "Зимние игры" (1983) и "Голоса птиц из Красной книги Латвии" (1983). В вокально-театрализованной кантате "Зимние игры" используются тексты латышских игровых песен и танцев зимнего солнцестояния, а также народные загадки. В ней особенно ярко претворено свойственное Дамбису фонетическое и конструктивное обыгрывание скандирования звуков, характерного для народной исполнительской манеры. Выбор тематики вокально-инструментальных и хоровых произведений композитора не ограничен только обращением к национальным истокам. Его перу принадлежат "Девять японских стихотворений хокку, Итальянский дневник" (на ст. А. Блока) для тенора и Фортепиано (1970), хоровой цикл "Laurae cantum" ("Песни Лауры", на ст. Петрарки), "Музыка Шекспира" (на ст. В. Шекспира) для голоса и инструментального ансамбля (1976), уже упоминавшаяся оратория "Stanza di Michelangelo", а также "Concerto fantasia on in nomine Albrecht Dureri" для смешанного хора, фортепиано, ударных инструментов и диапроекции на народные слова (1983). Последнее сочинение вызывает особый интерес. В этом концерте-фантазии, состоящем из 5 частей, тексты народных песен и музыкальный язык Дамбиса, близкий их эстетике, словно воссоздают гравюры А. Дюрера. Музыкальная драматургия произведения основана на контрасте типичных для латышской народной музыки видов мелодики: собственно мелодических песен и песен сказываемых. Концерту-фантазии свойственно сопоставление групп хоровых голосов и хорового tutti, которые звучат на фоне сопровождения, выполняющего ритмотембровую функцию.

К сфере хоровой и вокально-оркестровой музыки Дамбиса относятся также его симфонии "Время борьбы и побед" (на ст. И. Ласманиса) для смешанного хора, меццо-сопрано и тенора (!975) и "Путь моей Родины" (на ст. Л. Бридаки, С. Заплавного) для симфонического оркестра и смешанного хора (1978).

Область чистой оркестровой музыки Дамбиса включает "Праздничную увертюру" (1961), "Праздничную музыку" (1967), "Оду к радости и миру" (1972), которые стали своеобразной подготовкой к Симфонии (1972), отличающейся эмоциональным накалом, драматизмом, яркими контрастами.

Еще одну сферу творчества Дамбиса составляют 2 оперы: "Письма в будущее" (либр. В. Оги, 1972) и "Крылья" ("Икар", либр. Я. Петерса, 1970). Опера-монодрама "Письма в будущее" первое произведение такого типа в латышской музыке. В основе текста, обличающего фашизм, лежат подлинные документы и предсмертные письма партизана Иманта Судмалиса, замученного в фашистских застенках. В основе содержания оперы "Крылья" ("Икар") лежит предание о деревенском кузнеце, жившем в XVII в., который пытался летать на сконструированных им самим крыльях. Опера носит ораториальный характер, в ней велика роль приемов современного хорового письма, сочетающихся со стилистикой народных песен.

Дамбис работает и в области камерно-инструментальной музыки. Ему принадлежат 5 квартетов, 4 сонаты для фортепиано, 10 этюдов для фортепиано (1983), цикл фортепианных пьес для детей "Первая нотная тетрадь" (1985), "Игры" для двух фортепиано (1973-79). Среди последних сочинений Дамбиса цикл для хора a capella "Железные слова" на народные тексты (1986), повествующий о тяжелой судьбе женщины в эпоху средневековья, а также опера "Король Лир" по одноименной трагедии В. Шекспира (1987-88).

Музыка Дамбиса звучит по радио и на концертах, в нашей стране и за рубежом. Особой популярностью пользуются его хоровые произведения, входящие в постоянный репертуар хоров республики Государственного академического хора Латвийской ССР, Хора им. Т. Калныня Латвийского радио и телевидения, камерного хора "Ave sol". Творчество Дамбиса вписало яркую страницу в музыкальную культуру Латвии.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дамбис паулс екабович
Значение слова дамбис паулс екабович
Что означает дамбис паулс екабович
Толкование слова дамбис паулс екабович
Определение термина дамбис паулс екабович
dambis pauls ekabovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):