Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - денисов эдисон васильевич

Денисов эдисон васильевич

( р. 6 IV 1929, Томск)

Нетленная красота великих творений искусства живет в своем временном измерении, становясь высшей реальностью.

Э. Денисов

Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них москвич Э. Денисов. Имея за плечами обучение игре на фортепиано (Томское музыкальное училище, 1950) и университетское образование (физико-математический факультет Томскогоуниверситета,1951), двадцатидвухлетний композитор поступил в Московскую консерваторию к В. Шебалину. Годы исканий после окончания консерватории (1956) и аспирантуры (1959) отмечены влиянием Д. Шостаковича, который поддержал талант молодого композитора и с которым Денисов сдружился в ту пору. Осознав, что консерватория научила его тому, как писали, а не тому, как надо писать, молодой композитор занялся освоением современных методов сочинения и поисками своего пути. Денисов изучил И. Стравинского, Б. Бартока (его памяти посвящен Второй струнный квартет 1961), П. Хиндемита ("и поставил на нем крест"), К. Дебюсси, А. Шёнберга, А. Веберна.

Собственный стиль Денисова складывается постепенно в сочинениях начала 60-х гг. Первым ярким взлетом нового стиля стало "Солнце инков" для сопрано и 11 инструментов (1964, текст Г. Мистраль): поэзия природы, с отголосками древнейших анимистских образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. Другая грань стиля в Трех пьесах для виолончели и фортепиано (1967): в крайних частях это музыка углубленной лирической сосредоточенности, напряженная виолончельная кантилена с нежнейшими звучаниями рояля в высоком регистре, в контрасте с величайшей ритмической энергией асимметричных "точек, уколов, шлепков", даже "выстрелов" средней пьесы. Сюда же примыкает и Второе фортепианное трио (1971) музыка сердца, тонкая, поэтичная, концепционно значительная. Стиль Денисова многосторонен. Но многое ходовое, модное в современной музыке он отвергает имитацию чужого стиля, неопримитивизм, эстетизацию банальности, конформистскую всеядность. Композитор говорит: "Красота одно из самых важных понятий в искусстве". В наше время у многих композиторов ощутимо стремление к поиску новой красоты. В 5 пьесах для флейты, двух фортепиано и ударных Силуэты (1969) из пестрой звуковой ткани вырисовываются портреты знаменитых женских образов Донны Анны (из "Дон-Жуана" В. А. Моцарта), глинкинской Людмилы, Лизы (из "Пиковой дамы" П. Чайковского), Лорелеи (из песни Ф. Листа), Марии (из "Воццека" А. Берга). "Пение птиц" для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты (1969) вносит в концертный зал аромат русского леса, птичьи голоса, щебеты, другие звуки природы источника чистой и вольной жизни. "Я согласен с Дебюсси, что видеть восход солнца это композитору может дать гораздо больше, чем прослушивание "Пасторальной симфонии" Бетховена". В пьесе "DSCH" (1969), написанной в честь Шостаковича (название его инициалы), используется буквенная тема (на такие темы сочиняли музыку Жоскен Депре, И. С. Бах, сам "Шостакович). В других сочинениях Денисов широко применяет хроматическую интонацию EDS, дважды звучащую в его имени и фамилии: EDiSon DEniSov. Огромное влияние оказал на Денисова непосредственный контакт с русским фольклором. О цикле "Плачи" для сопрано, ударных и фортепиано (1966) композитор говорит: "Здесь нет ни одной народной мелодии, но вся вокальная линия (в целом даже и инструментальная) связана самым прямым образом с русским фольклором без всяких моментов стилизации и без всякого цитирования".

Фантастическое сочетание изысканной красоты утонченных звучаний и абсурдистского текста составляет основной тон десятичастного цикла "Голубая тетрадь" (на ст. А. Введенского и Д. Хармса, 1984) для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм ("Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног"... № 3) вдруг пробиваются трагические мотивы ("Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир" № 10).

С 70-х гг. все чаще Денисов обращается к крупным формам. Это инструментальные концерты (св. 10), замечательный Реквием (1980), но он скорее высокая философская поэма о жизни человеческой. К лучшим достижениям относятся Скрипичный концерт (1977), лирически проникновенный Виолончельный (1972), оригинальнейший Concerto piccolo (1977) для саксофониста (играющего на разных саксофонах) и огромного оркестра ударных (6 групп), балет "Исповедь" по А. Мюссе (пост. 1984), оперы "Пена дней" (по роману Б. Виана, 1981), с большим успехом исполненная в Париже в марте 1986 г., "Четыре девушки" (по П. Пикассо, 1987). Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать слова композитора: "в моей музыке лиризм это самое главное". Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний. В связи с 1000-летием крещения Руси Денисов создал большое произведение для хора a cappella "Свете тихий" (1988).

Искусство Денисова духовно родственно "петровской" линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. Стремясь к высокой красоте, оно противостоит частым в наше время тенденциям упрощенчества, всеопошляющей легкодоступности поп-мышления.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое денисов эдисон васильевич
Значение слова денисов эдисон васильевич
Что означает денисов эдисон васильевич
Толкование слова денисов эдисон васильевич
Определение термина денисов эдисон васильевич
denisov edison vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):