Музыкальный словарь - доницетти гаэтано
Связанные словари
Доницетти гаэтано
Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет.
Г. Гейне
Доницетти высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения.
Дж. Мадзини
Музыка Доницетти прекрасна, великолепна, изумительна!
В. Беллини
Г. Доницетти представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто появился на оперном горизонте Италии в то время, когда "умирал Беллини и молчал Россини". Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования.
Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы ("Линда ди Шамуни" 1842, "Джемма ди Вержди" 1834), историко-героические драмы ("Велизарио" 1836, "Осада Кале" 1836, "Торквато Тассо" 1833, "Мария Стюарт" 1835, "Марина Фальеро" 1835), лирико-драматические оперы ("Лючия ди Ламмермур" 1835, "Фаворитка" 1840, "Мария ди Роган" 1843), трагические мелодрамы ("Лукреция Борджа" 1833, "Анна Болейн" 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы ("Замок инвалидов" 1826, "Новый Пурсоньяк" 1828, "Сумасшедшие по заказу" 1830), комические оперы ("Любовный напиток" 1832, "Дон Паскуале" 1843), комические оперы с разговорными диалогами ("Дочь полка" 1840, "Рита" пост. 1860) и собственно оперы-buffa ("Гувернер в затруднении" 1824, "Ночной звонок" 1836).
Оперы Доницетти плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы "всегда свежая, всегда прелестная" (А. Серов) опера "Любовный напиток"; "один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы" (Дж. Донати-Петтени) "Дон Паскуале"; "Лючия ди Ламмермур", где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: "Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев" (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. "Мое рождение покрыто тайной", писал композитор, "ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда". Родители Доницетти были бедные люди: отец сторож, мать ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: "Пигмалион, Олимпиада" и "Гнев Ахилла", а уже в 1818 г. его опера "Энрико, граф Бургундский" была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы "Зораида Гранатская". Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: "Я один на земле, и я еще жив"! в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, "Дочь полка", изящную "Фаворитку". Оба этих сочинения, а также интеллектуальный "Полиевкт" были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти "Катарина Корнаро". Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. "Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа" (Донати-Петтени.