Музыкальный словарь - глебов евгений александрович
Связанные словари
Глебов евгений александрович
С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным сценическим формам (помимо балетов им созданы опера "Твоя весна" 1963, оперетта "Притча о наследниках, или Скандал в преисподней" 1970, музыкальная комедия "Миллионерша" 1986). Непростым был путь Глебова в искусство лишь в 20 лет он смог приступить к профессиональным занятиям музыкой, которая всегда была для юноши заветной мечтой. В его семье потомственных железнодорожников всегда любили петь. Еще в детстве, не зная нот, будущий композитор научился играть на гитаре, балалайке и мандолине. В 1947 г., поступив по семейной традиции в Рославльский железнодорожный техникум, Глебов не оставляет свое увлечение он активно участвует в самодеятельности, организует хор и инструментальный ансамбль. В 1948 г. появляется первое сочинение молодого автора песня "Студенческая прощальная". Ее успех придал Глебову уверенность в себе.
Переехав в Могилев, где он работает осмотрщиком вагонов, Глебов бывает на занятиях в местном музыкальном училище. Решающей стала встреча с известным белорусским музыкантом И. Жиновичем, который посоветовал поступать в консерваторию. В 1950 г. мечта Глебова сбылась, и уже вскоре благодаря необычайной настойчивости и целеустремленности он стал одним из лучших студентов композиторского класса профессора А. Богатырева. Много и плодотворно работая, Глебов навсегда увлекся белорусским фольклором, который глубоко вошел в его творчество. Композитор постоянно пишет произведения для оркестра белорусских народных инструментов, для различных инструментов solo.
Деятельность Глебова многогранна. Уже с 1954 г. он обращается к педагогике, преподает сначала (до 1963) в минском музыкальном училище, затем ведет класс композиции в консерватории. Работа в качестве руководителя эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, в кино (музыкальным редактором "Беларусьфильма"), в республиканском театре юного зрителя (дирижер и композитор) активно повлияла на творчество. Так, детский репертуар остается неизменной любовью Глебова (песни, оратория "Приглашение в страну детства" 1973, инструментальные пьесы и др.). Однако, несмотря на разнообразие увлечений, Глебов прежде всего композитор-симфонист. Наряду с программными сочинениями ("Поэма-легенда" 1955; "Полесская сюита" 1964; "Альпийская симфония-баллада" 1967; 3 сюиты из балета "Избранница" 1969; 3 сюиты из балета "Тиль Уленшпигель", 1973-74; Концерт для оркестра "Зов" 1988 и др.) Глебовым созданы 5 симфоний, 2 из которых тоже программны (Первая, "Партизанская" 1958 и Пятая, "К миру" 1985). В симфониях воплотились важнейшие черты художнической личности композитора стремление отразить богатство окружающей жизни, сложный духовный мир современного поколения, драматизм эпохи. Не случайно одно из своих лучших произведений Вторую симфонию (1963) композитор посвятил молодежи.
Почерку композитора свойственна острота выразительных средств, рельефность тематизма (нередко фольклорного происхождения), точное ощущение формы, прекрасное владение оркестровой палитрой, особенно щедрой в его симфонических партитурах. Необычайно интересно качества драматурга-симфониста преломились в балетах Глебова, которые заняли прочное место не только на отечественной сцене, но и были поставлены за рубежом. Большим достоинством балетной музыки композитора является ее пластичность, тесная связь с хореографией. Театральная, зрелищная природа балета определила и особую широту тем и сюжетов, обращенных к разным эпохам и странам. При этом жанр трактуется очень гибко, варьируясь от небольших характерных миниатюр, философской сказки до многоактных музыкальных драм, повествующих об исторических судьбах народа ("Мечта" 1961; "Белорусская партизанская" 1965; хореографические новеллы "Хиросима, Блюз, Фронт, Доллар, Испанский танец, Мушкетеры, Сувениры" 1965; "Альпийская баллада" 1967; "Избранница" 1969; "Тиль Уленшпигель" 1973; Три миниатюры для Ансамбля народного танца БССР 1980; "Маленький принц" 1981).
Искусство Глебова всегда тяготеет к гражданственности. Это ярко проявляется в его кантатно-ораториальных сочинениях. Но особое звучание в творчестве композитора приобретает столь близкая художникам Белоруссии антивоенная тема, с огромной силой прозвучавшая в балете "Альпийская баллада" (по повести В. Быкова), в Пятой симфонии, в вокально-симфоническом цикле "Помню" (1964) и в "Балладе памяти" (1984), в Концерте для голоса с оркестром (1965).
Творчество композитора получило всенародное признание, верный себе, Евгений Глебов продолжает своей музыкой "активно отстаивать право жить".