Музыкальный словарь - гречанинов александр тихонович
Связанные словари
Гречанинов александр тихонович
С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
А. Гречанинов
Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой; но более всего той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.
"Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий". Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. "Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом". Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. "Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы". В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату "Самсон", а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)
В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского "Снегурочка". Станиславский назвал эту музыку превосходной.
В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой "Добрыня Никитич" при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. "Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку", писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к "народному духу". А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им", говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!, Петушок, Ручеек, Ладушки" и др.; фортепианные сборники "Детский альбом, Бусинки, Сказочки, Бирюльки, На зеленом лугу". Специально для детского исполнения предназначены оперы "Елочкин сон" (1911), "Теремок, Кот, петух и лиса" (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.
В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен русских, башкирских, белорусских.
Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором "Заявления московских музыкантов", собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал "Траурный марш". Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. "Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного"... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах "Цветы зла" (1909), "Мертвые листья" (1910), в опере "Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.
В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет "Лесная идиллия" и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму "К победе" (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и "Элегическую поэму памяти героев" (1944).
24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.
До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.