Музыкальный словарь - губаренко виталий сергеевич
Связанные словари
Губаренко виталий сергеевич
Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральным и инструментальным жанрам и формам: 15 опер и балетов, 3 "большие" и 3 камерные симфонии, серия инструментальных концертов, среди которых Concerto grosso для струнных, хоровые сочинения и вокальные циклы на стихи русских и украинских поэтов, симфонические сюиты, поэмы, картины, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.
Губаренко родился в семье военнослужащего. Заниматься музыкой начал сравнительно поздно в 12 лет, но и эти занятия из-за частых переездов семьи по месту назначения отца носили несистематический и полулюбительский характер. Лишь с 1947 г. начинается учеба в иванофранковской и затем в одной из харьковских музыкальных школ.
Самообразование и живой интерес к музыке сыграли в этот период большую роль, чем школьное обучение, тем более что ярко заявил о себе дар импровизации и тяга к самостоятельному творчеству. К моменту поступления в музыкальное училище (1951) юноша успел попробовать свои силы в оперном жанре, в фортепианной, вокальной и хоровой музыке.
Первой настоящей школой для Губаренко стали уроки композиции под руководством композитора и педагога А. Жука, а в годы учебы в консерватории в классе Д. Клебанова, воспитавшего несколько поколений украинских композиторов, талант молодого музыканта обрел конкретные формы применения. Губаренко много и плодотворно работает в области вокальной лирики, создает цикл хоров a cappella на стихи С. Есенина и кантату "Русь".
В увлечении юноши красотой и эмоциональной выразительностью человеческого голоса немалую роль сыграла его работа в хоре, которым руководил известный хормейстер и композитор З. Заграничный. Обладая сильным и выразительным басом, Губаренко увлеченно занимался в хоре и помогал руководителю в работе с коллективом. Приобретенный опыт для автора будущих опер был поистине бесценным. Несмотря на экспериментальный, новаторский характер ряда сочинений композитора, партии в его операх всегда вокальны и удобны для исполнения. Пора становления 60-е гг. для Губаренко ознаменовалась первым значительным успехом его сочинений на всесоюзной эстраде (Первая симфония композитора на Всесоюзном конкурсе в Москве в 1962 г. была отмечена дипломом первой степени) и премьерой оперы "Гибель эскадры" (по А. Корнейчуку) на сцене Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Работа композитора и коллектива была высоко оценена прессой и музыкальной критикой.
Следующей знаменательной вехой в творческой эволюции музыканта стал балет "Каменный властелин" (по одноим. драме Л. Украинки). Оригинальное новаторское произведение украинской поэтессы, необычно трактующее "вечный" сюжет мировой литературы о Дон-Жуане, побудило авторов балета (либреттист Э. Яворский) искать нетрадиционное решение для будущего спектакля. Так родилась "философская драма в балете", вызвавшая ряд самобытных сценических решений в театрах Киева, Харькова, Днепропетровска, Ашхабада и болгарского города Русе.
В 70-е гг. Губаренко активно работает практически во всех жанрах. Яркая гражданственность, умение откликнуться на запросы времени со всей страстностью художника-публициста вот позиция, которую определяет для себя композитор. В эти годы во многом неожиданно для слушателей раскрывается новая грань дарования уже зрелого мастера. С рождением одного из наиболее самобытных сочинений композитора камерной интимной монодрамы "Нежность" (по новелле А. Барбюса) в его творчестве в полный голос зазвучала лирическая струна. Это произведение сыграло важную роль в эволюции творческих интересов композитора существенно расширяется жанровый спектр его сочинений для музыкального театра, рождаются новые художественные формы. Так появляются лирические дуодрамы "Помни меня" (1980) и "Альпийская баллада" (1985), симфония-балет "Ассоль" (1977). Но гражданская, героико-патриотическая тема продолжает волновать композитора. В Третьей симфонии с хором "Партизанам Украины" (1975), в музыке к двум частям кинотрилогии "Дума о Ковпаке" (1975), в опере "Сквозь пламя" (1976) и в балете "Коммунист" (1985) художник вновь выступает как монументалист, развивая художественные принципы героико-эпического жанра.
Пятидесятилетний юбилей композитор отметил премьерой сочинения, которое стало одновременно и вершиной достигнутых, и источником будущих открытий. Опера-балет "Вий" (по Н. Гоголю), поставленная на сцене Одесского оперного театра (1984), была по единодушному признанию публики и критики событием в жизни советского музыкального театра. Живые, колоритные, словно взятые с натуры, народные характеры, красочный бытовой колорит, сочный народный юмор и фантастика нашли яркое воплощение в грандиозном музыкально-театральном действе.
В комической опере "Сват поневоле" (по пьесе Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик", 1985) и в балете "Майская ночь" (по Гоголю, 1988) Губаренко развивает и обогащает стилистические принципы "Вия", еще раз подчеркивая свое глубокое внутреннее родство с национальной культурой, ее традициями и умение всегда находиться на уровне новейших достижений современной музыки.