Музыкальный словарь - хачатурян карэн суренович
Связанные словари
Хачатурян карэн суренович
Первый успех пришел к К. Хачатуряну в 1947 г. в Праге, когда на Всемирном фестивале молодежи и студентов его Скрипичная соната была удостоена Первой премии. Второй успех хореографическая сказка "Чипполино" (1972), обошедшая почти все балетные сцены нашей страны и поставленная за рубежом (в Софии и Токио). А далее идет, целый ряд достижений в области инструментальной музыки, которые позволяют судить о даровании ярком, серьезном, масштабном. Творчество К. Хачатуряна можно отнести к значительным явлениям советской музыки.
Композитор органично развивает традиции советского искусства, унаследованные им от учителей Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, но создает свой самобытный художественный мир и среди стилевой многоликости сегодняшнего музыкального творчества умеет отстоять собственный путь художественного поиска. В музыке К. Хачатуряна запечатлено цельное, многогранное жизневосприятие, одновременно и эмоциональное и аналитическое, огромный запас веры в позитивное начало. Сложный духовный мир современника главная, но не единственная тема его творчества.
Композитор способен со всей непосредственностью увлечься сказочным сюжетом, обнаруживая при этом мягкий юмор и изобретательность. Или вдохновиться исторической темой и найти убедительный тон объективного повествования "с места событий".
К. Хачатурян родился в семье театральных деятелей. Отец был режиссером, а мать художником сцены. Творческая атмосфера, в которой он вращался с юных лет, сказалась на его раннем музыкальном развитии и многосторонних интересах. Не последнюю роль в его художественном самоопределении сыграла личность и творчество его дяди А. Хачатуряна.
Образование К. Хачатурян получил в Московской консерватории, в которую он поступил в 1941 г. А дальше служба в Ансамбле песни и пляски НКВД, выезды с концертами на фронт и в прифронтовые города. Годы студенчества относятся уже к послевоенному времени (1945-49).
Творческие интересы К. Хачатуряна разносторонни. Он пишет симфонии и песни, музыку для театра и кино, балеты и камерно-инструментальные сочинения. Самые значительные произведения созданы в 60-80-е гг. Среди них виолончельная Соната (1966) и струнный Квартет (1969), о котором Шостакович писал: "Квартет произвел на меня сильное впечатление своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием".
Заметным явлением стала оратория "Миг истории" (1971), повествующая о первых днях после покушения на В. И. Ленина и выдержанная в духе документальной хроники. Основой для нее послужили подлинные тексты того времени: газетные сообщения, воззвание Я. Свердлова, письма солдат. 1982 и 1983 гг. были чрезвычайно плодотворными, давшими интересные произведения в жанрах инструментальной музыки. Третья симфония и виолончельный Концерт являются серьезным вкладом в симфонический фонд советской музыки последних лет.
В этих сочинениях воплотились раздумья умудренного жизнью художника и человека о своем времени. Композиторский почерк отмечен силой и экспрессией развертывания мысли, мелодической яркостью, мастерством развития и построения формы.
Среди новых произведений К. Хачатуряна "Эпитафия" для струнного оркестра (1985), балет "Белоснежка" (1986), скрипичный Концерт (1988), одночастная пьеса "Хачкар" для симфонического оркестра, посвященная Армении (1988).
Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, ФРГ. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран. Его приглашают в качестве члена жюри одного из конкурсов в Японию, по заказу Венского общества Альбана Берга композитор пишет струнное Трио (1984).,поддерживает творческие контакты с зарубежными исполнителями, создает Государственный Гимн республики Сомали (1972).
Главное качество музыки К. Хачатуряна ее "общительность", живой контакт со слушателями. В этом один из секретов ее популярности у многочисленных любителей музыки.