Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - хандошкин иван евстафьевич

Хандошкин иван евстафьевич

( 1747, Петербург 30 III 1804, там же)

Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз, для которого не существовало никаких трудностей в игре на своем инструменте, блистательный импровизатор, пытливый слушатель и собиратель народных напевов, дирижер, педагог, выдающийся композитор таков в общих чертах творческий облик Ивана Евстафьевича Хандошкина.

Б. Доброхотов

Сочинения его весьма оригинальны и некоторые токмо находятся в руках любителей и манускриптах сохраненными.

И. Черлицкий. Музыкальное руководство для артистов и любителей музыки, 1852

Судьба и творчество выдающегося русского скрипача и композитора И. Хандошкина породили множество легенд уже при его жизни. Восхищенные современники не скупились на превосходные степени в описании игры "русского Орфея", заслушиваясь его изобретательными вариациями и импровизациями. И после смерти композитора сохранялся легендарный ореол вокруг его имени, в то время как произведения Хандошкина, документальные свидетельства о его жизни, постепенно утрачивались. В наши дни настойчивые поиски советских исследователей возвращают музыку Хандошкина слушателям, но достоверных сведений о его жизни обнаружено немного.

Неизвестны дата и место рождения композитора. Лишь недавно удалось установить, что знаменитый музыкант происходил из семьи украинского крестьянина. Отец Хандошкина играл на валторне и служил учителем музыки в капелле П. Шереметева. Скрипичное мастерство юноша осваивал в течение семи лет под руководством итальянского педагога Т. Порты. В архиве сохранилось прошение Порты об уплате ему "за обучение на скрипке отданного ему ученика Ивана Хандошкина, который ныне употребляется в камери гоф-музыках, с прочими музыкантами, за семилетнее время 420 р". Дарование юного скрипача рано обратило на себя внимание: в 1760 г. Хандошкин был принят в оркестр будущего императора Петра III в качестве "музыкантского ученика", а с 1762 г. играл в оркестре придворного итальянского театра. Вскоре представился случай попробовать силы на новом поприще педагогическом: в 1764 г. Хандошкин организовал преподавание скрипки во вновь открытых музыкальных классах Академии художеств, однако через несколько месяцев, уйдя из Академии, стал учителем музыки в публичном театре К. Книппера. Начало 1780-х гг. первый расцвет музыкальной деятельности скрипача: его концерты становятся заметным событием в культурной жизни Петербурга. Помимо службы в качестве придворного камер-музыканта и театрального капельмейстера, Хандошкин участвует в работе Петербургского музыкального клуба как его почетный член. В этот же период появляются первые изданные произведения выдающегося скрипача.

Казалось, жизненная перспектива ясна и не сулит неожиданностей. Но в середине 80-х гг. в судьбе музыканта произошел резкий поворот: могущественный вельможа екатерининских времен Г. Потемкин, задумавший открыть на юге России университет, поручил Хандошкину организацию музыкального дела. "Наместник Таврический" писал Екатерине II: "Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть Консерватория для музыки, то приемлю смелость всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсию и с награждением чина мундшенка придворного". Вскоре Хандошкин выехал к месту назначения. Однако планы культурного развития южного края в те годы не были осуществлены. Поэтому музыкант надолго поселился во второй столице, где руководил выступлениями оркестра в московском Благородном клубе. В те годы газета "Московские ведомости" печатала сведения о продаже нот. Поместил свое объявление и Хандошкин: "Из придворных камер-музыкантов первый сочинитель и игрок русских песен г. Хандошкин издал два Польских (полонеза) с отменным вкусом... которые были играны в торжественный день в Санкт-Петербурге, в публичном маскараде в первый раз и от почтенной публики удостоены отменною похвалою".

В конце 80-х гг. музыкант возвратился в Петербург, затем вторично приезжал в Москву в 1801-02 гг. Об этом периоде жизни Хандошкина известно немногое: продолжалась его педагогическая деятельность, появлялись в печати новые его произведения, принося автору известность и убытки (в те годы издание каких-либо сочинений обходилось авторам очень дорого). Умер знаменитый скрипач "внезапно, придя в кабинет за пенсионом". Творчество Хандошкина невелико по объему, но драгоценно для истории отечественной камерно-инструментальной музыки. Ограничившись музыкой для своего любимого инструмента скрипки, мастер очень разнообразно использовал ее выразительные и технические возможности.

В трех известных нам сонатах для скрипки solo, а также в единственной сонате для скрипки с басом музыкант-виртуоз предстает перед слушателями во всеоружии композиторского мастерства, пленяя слушателей эмоциональной щедростью, благородством тона и лирической задушевностью. Сонаты для скрипки solo задуманы как циклические произведения из трех частей медленной первой, оживленной второй и быстрого танцевального финала.

Наиболее самобытна Первая соната, которая проникнута "мужественной патетикой, глубиной и благородством чувства и может быть сопоставлена с таким выдающимся явлением русской музыки конца XVIII века, как музыка Фомина к мелодраме "Орфей и Эвридика"" (Ю. Келдыш).

Иначе выстроена Соната для скрипки с басом: она двухчастна, причем ее 2 часть напоминает большую виртуозную каденцию и тем самым дает некоторое представление о выдающемся даре импровизации, неизменно поражавшем современников в игре Хандошкина.

Излюбленной и самой обширной областью творчества были для композитора циклы вариаций на темы народных песен. Число вариаций в цикле от трех до сорока. Композитор разрабатывал песенные мелодии с глубоким пониманием их природы, с неистощимой изобретательностью в обновлении исходного напева, мастерски используя сложную скрипичную технику. Замечательный музыкант научил скрипку петь привольные русские мелодии, передавать зажигательную стихию народного танца.

С исторической дистанции все отчетливей виден масштаб достижений первого выдающегося русского виртуоза-скрипача и композитора. Прав современный исследователь, утверждая: "Хандошкин был художником большого дарования и высокой профессиональной культуры... Некоторые из его творческих находок остались непревзойденными в русской музыке вплоть до Глинки".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хандошкин иван евстафьевич
Значение слова хандошкин иван евстафьевич
Что означает хандошкин иван евстафьевич
Толкование слова хандошкин иван евстафьевич
Определение термина хандошкин иван евстафьевич
handoshkin ivan evstafevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):