Музыкальный словарь - хенце ханс вернер
Связанные словари
Хенце ханс вернер
Театр это действительно моя область, так как волшебство, магия, маскарад, моление, пафос и буффонада соединяются у меня с музыкой таким образом, что позволяют прояснить то направление, в котором течет жизнь.
X. В. Хенце
Постоянный поиск нового содержания, новых форм и выразительных средств отличительная особенность искусства современности. Изменчивость, протеизм характерны для многих художников XX в. (И. Стравинский, П. Пикассо). Одним из наиболее ярких современных композиторов подобного склада можно считать X. В. Хенце. Приверженец красоты и пения, "певец счастья, Чимароза XX века", он известен как автор многочисленных опер, кантат и вокальных циклов. Эстет, создатель тонких поэтичных образов, он, как и О. Уайльд, не чужд и крайностей эстетизма. Чрезвычайно активный, политически мыслящий музыкант, мечтающий о торжестве идей социализма, Хенце воплощает свои взгляды в музыкальных произведениях, в статьях и интервью, в общественной деятельности.
Детство Хенце пришлось на страшные годы фашизма. Вспоминая юношеские годы, он писал, как трудно было не стать винтиком в адской машине третьего рейха. Начальное музыкальное образование юноша получил в Брауншвейге (1942-44), но занятия были прерваны принудительной мобилизацией. Вскоре Хенце попал в плен к американцам, а в июле 1945 г. уже вернулся домой. Возобновились занятия композицией в Гейдельберге (у В. Фортнера), Дармштадте и Париже (у Р. Лейбовича). Хенце начал свой путь музыкальным руководителем драматического театра в Констанце (1948-49), затем дирижером и художественным руководителем балетной труппы в Висбадене (195053). Склонность к музыкальному театру выразилась уже в первых его произведениях в опере "Чудесный театр" (по М. Сервантесу, 1948, 2-я ред. 1964), радиооперах "Сельский врач" (по Ф. Кафке, 1949, 2-я ред. 1964), "Конец мира" (либр. В. Хильдесхаймера, 1953), в балете "Идиот" (по Ф. Достоевскому, 1952, пост. Т. Гзовской). Вершиной раннего периода творчества Хенце, отмеченного освоением додекафонии, стилей П. Хиндемита и Стравинского, стала опера "Бульвар одиночества" (по А.-Ф. Прево, 1952), в которой композитор успешно соединил атональную и тональную стилистику с элементами легкой музыки.
В 1953 г., разочарованный политической и художественной обстановкой в ФРГ, Хенце переехал в Италию. В 1962-66 гг. он преподает композицию в Моцартеуме (Зальцбург), в 1967 в США, с 1966 г. выступает в ГДР как дирижер собственных произведений. Вершинные достижения этого периода оперы "Король-олень" (по К. Гоцци, 1956, 2-я ред. 1962), "Принц Гамбургский" (либр. И. Бахман по пьесе Г. Клейста, 1960), "Элегия для молодых влюбленных" (либр. У. X. Одена и Ч. Кальмана, 1961), "Молодой лорд" (либр. И. Бахман по притче В. Гауфа, 1965), "Бассариды" (либр. У. X. Одена и Ч. Кальмана по трагедии Еврипида "Вакханки", 1966), балеты "Танцевальный марафон" (1957, пост. Л. Висконти), "Ундина" (по Ф. де ла Мотт-Фуке, 1958, пост. Ф. Эштон), Пятая симфония (1963), кантаты "Being beauteous" (на ст. А. Рембо, 1963), "Музы Сицилии" (на ст. Вергилия, 1966), "Басни" (на ст. У. X. Одена по басням Эзопа, 1967), вокальный цикл "Пять неаполитанских песен" (1956).
Хенце принял участие в создании коллективной оратории "Еврейская хроника" (часть "Восстание", совм. с Б. Блахером, К. А. Хартманом, П. Дессау, Р. Вагнером-Регени, 1960). Растущий интерес Хенце к политическим событиям современности приводит его к участию в избирательной кампании западногерманских социал-демократов (1965), в студенческом движении протеста в Западном Берлине и в организации конгресса против войны во Вьетнаме (1967-68). Осенью 1967 г., в период подъема студенческого движения, оформился решительный поворот во взглядах Хенце, он сближается с западногерманскими радикальными левыми и левым крылом итальянской Компартии.
В 1968 г. вместе с П. Дессау Хенце вышел из членов западноберлинской Академии искусств в знак протеста против непринятия в ее состав М. Теодоракиса, тогда же Хенце стал членом Академии искусств ГДР. Он принимает участие в избирательной кампании ГКП (1974), выступает на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, совершает несколько поездок на Кубу, организует в 1976 г. ежегодные летние "художественные мастерские" в Монтепульчано (Италия) для молодых музыкантов и руководит их работой, с 1980 г. преподает композицию в Кёльне. Среди его "политических" сочинений выделяются сценическая оратория "Плот Медузы" (1968), "Опыт о свиньях" (на ст. Г. Сальваторе, 1969), концерт для четырех исполнителей "Беглый раб" (текст X. М. Энценсбергера, 1970), шоу "Долгий путь в жилище Наташи Чудовище" (на. ст. Г. Сальваторе, 1971), водевиль "Ла Кубана" (либр. X. М. Энценсбергера, 1975), "Голоса" (1973). Хенце тесно сотрудничает с известным английским драматургом Э. Бондом (оперы "Мы идем к реке" 1976; "Английская кошка" по новелле О. Бальзака, 1983; балет "Орфей" 1978). Среди других сочинений этого периода выделяются Шестая симфония (1969), Второй концерт для скрипки с оркестром (1971), оркестровая аллегория "Император Гелиогабал" (1972), прелюды для фортепиано, оркестра и магнитофона "Тристан" (1974, пост. как балет), музыка к кинофильму Потерянная честь "Катарины Блюм" (1975, реж. Ф. Шлендорф), переработки сочинений Кариссими ("Йефта", 1976). Ф. Лоренци и Дж. Паизиелло ("Дон-Кихот", 1976), Р. Вагнера ("Пять стихотворений М. Везендонк", 1977). Во многих европейских городах поставлена опера для детей "Полличино" (либр. Дж. Ди Лева, 1981).
Ныне Хенце по праву считается одним из известнейших и крупнейших музыкантов ФРГ. В своих эстетических взглядах он ориентируется на идеи "нечистой поэзии" (П. Неруда), в его стиле соединяется предельное множество пестрых элементов, от электронной музыки и серийности до цитат из классиков и аллюзий современной легкой музыки. Принято говорить в позитивном смысле о "виртуозном эклектизме" Хенце. Изменение его общественно-политической позиции в 1967-68 гг. не повлияло на музыкальный стиль: стремление быть понятым широкой публикой сочетается у Хенце с эстетскими художественными решениями, с характерно модернистской усложненностью музыкального языка. Тем не менее яркость музыкальных образов, эффектность оркестровых и вокальных средств способствуют большому успеху его музыкально-сценических произведений.