Музыкальный словарь - капп эуген артурович
Связанные словари
Капп эуген артурович
"Музыка моя жизнь"... В этих словах предельно сжато выражено творческое кредо Э. Каппа. Размышляя о назначении и сути музыкального искусства, он подчеркивал; что "музыка позволяет выразить все величие идеалов нашей эпохи, все богатство действительности. Музыка прекрасное средство нравственного воспитания людей". Капп работал в самых различных жанрах. Среди основных его сочинений 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Центральное место в его творчестве занимает музыкальный театр.
Семье Каппов-музыкантов более ста лет принадлежит ведущее место в музыкальной жизни Эстонии. Дед Эугена-Иссеп Капп был органистом и дирижером. Отец Артур Капп, окончив Петербургскую консерваторию по классу органа у профессора Л. Гомилиуса и по композиции у Н. Римского-Корсакова, переехал в Астрахань, где возглавил местное отделение Русского музыкального общества. Одновременно он работал директором музыкального училища. Там, в Астрахани, и родился Эуген Капп. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано. Обучаясь игре на фортепиано, он делает первые попытки сочинять музыку. Музыкальная атмосфера, царившая в доме, встречи Эугена с приезжавшими на гастроли А. Скрябиным, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой, постоянные посещения оперных спектаклей и концертов все это способствовало формированию будущего композитора.
В 1920 г. А. Капп был приглашен в качестве дирижера оперного театра "Эстония" (несколько позднее профессором консерватории), и семья переезжает в Таллинн. Часами просиживал Эуген в оркестре, рядом с дирижерским пультом отца, пристально следя за всем, что происходило вокруг. В 1922 г. Э. Капп поступает в Таллиннскую консерваторию в класс фортепиано профессора П. Рамуля, затем Т. Лембн. Но юношу все больше влечет к себе композиция. В 17 лет он написал свое первое крупное сочинение Десять вариаций для фортепиано на заданную отцом тему. С 1926 г. Эуген студент Таллиннской консерватории по классу композиции своего отца. В качестве дипломной работы при окончании консерватории он представил симфоническую поэму "Мститель" (1931) и Фортепианное трио.
Окончив консерваторию, Капп продолжает активно сочинять музыку. С 1936 г. он совмещает творческую работу с педагогической: преподает теорию музыки в Таллиннской консерватории. Весной 1941 г. Капп получил почетное задание создать первый эстонский балет по мотивам национального эпоса "Калевипоэг" ("Сын Калева", на либр. А. Сярева). К началу лета 1941 г. клавир балета был написан, и композитор приступил к его оркестровке, но внезапно начавшаяся война прервала работу. Главной в творчестве Каппа стала тема Родины: он пишет Первую симфонию ("Патриотическую", 1943), Вторую скрипичную сонату (1943), хоры "Родная страна" (1942, ст. Я. Кярнера), "Труд и борьба" (1944, ст. П. Руммо), "Ты в бурях устояла" (1944, ст. Я. Кярнера) и др.
В 1945 г. Капп завершил свою первую оперу "Огни мщения" (либр. П. Руммо). Ее действие происходит в XIV в., в период героического восстания эстонского народа против тевтонских рыцарей. На окончание войны в Эстонии Капп написал "Победный марш" для духового оркестра (1944), звучавший при вступлении эстонского корпуса в Таллинн. Главной заботой Каппа после возвращения в Таллинн было найти клавир своего балета "Калевипоэг", который оставался в оккупированной фашистами городе. Все годы войны композитор тревожился за его судьбу. Какова же была радость Каппа, когда он узнал, что верные люди сберегли клавир! Приступив к доработке балета, композитор по-новому взглянул на свое произведение. Он ярче подчеркнул основную тему эпоса борьбу эстонского народа за свою независимость. Используя оригинальные, самобытные эстонские мелодии, он тонко раскрыл внутренний мир героев. Премьера балета состоялась в 1948 г. в театре "Эстония. Калевипоэг" стал любимым спектаклем эстонских зрителей. Капп как-то сказал: "Меня всегда восхищали люди, отдававшие свои силы, свои жизни ради торжества великой идеи социального прогресса. Преклонение перед этими выдающимися личностями искало и ищет выхода в творчестве". Эта мысль замечательного художника получила воплощение в ряде его произведений. К 10-летию Советской Эстонии Капп пишет оперу "Певец свободы" (1950, 2-я ред. 1952, либр. П. Руммо). Она посвящена памяти известного эстонского поэта Ю. Сютисте. Брошенный немецкими фашистами в тюрьму, этот мужественный борец за свободу, подобно М. Джалилю, писал в застенке пламенные стихи, зовущие народ на борьбу с фашистскими оккупантами. Потрясенный судьбой С. Альенде, Капп посвятил его памяти кантату-реквием "Над Андами" для мужского хора и солиста. К 100-летию со дня рождения известного революционера X. Пегельмана Капп написал на его стихи песню "Пусть стучат молотки".
В 1975 г. на сцене театра Ванемуйне была поставлена опера Каппа "Рембрандт. В опере Рембрандт", писал композитор, "мне захотелось показать трагизм борьбы гениального художника со своекорыстным и алчным миром, муки творческой неволи, духовного гнета". 60-летию Великого Октября Капп посвятил монументальную ораторию "Эрнст Тельман" (1977, ст. М. Кесамаа).
Особую страницу в творчестве Каппа составляют произведения для детей оперы "Зимняя сказка" (1958), "Необыкновенное чудо" (1984, по сказке Г. X. Андерсена), "Самое невероятное", балет "Золотопряхи" (1956), оперетта "Ассоль" (1966), мюзикл "Васильковое чудо" (1982), а также многие инструментальные произведения. Среди сочинений последних лет "Приветственная увертюра" (1983), кантата "Победа" (на ст. М. Кесамаа, 1983), Концерт для виолончели и камерного оркестра (1986) и др.
На протяжении своей долгой жизни Капп никогда не ограничивался рамками музыкального творчества. Профессор Таллиннской консерватории, он воспитал таких известных композиторов, как Э. Тамберг, X. Карева, X. Леммик, Г. Подэльский, В. Липанд и др.
Многогранна общественная деятельность Каппа. Он выступил одним из организаторов Союза композиторов Эстонии и долгие годы был председателем его правления.