Музыкальный словарь - менотти джан карло
Связанные словари
Менотти джан карло
Творчество Дж. Менотти одно из самых заметных явлений в американской опере послевоенных десятилетий. Этого композитора не назовешь открывателем новых музыкальных миров, его сила в умении почувствовать, какие требования тот или иной сюжет предъявляет к музыке и, пожалуй, самое главное как эта музыка будет восприниматься людьми. Менотти мастерски владеет искусством оперного театра как единым целым: он всегда сам пишет либретто своих опер, часто ставит их как режиссер и руководит исполнением как блестящий дирижер.
Менотти родился в Италии (он итальянец по национальности). Его отец был бизнесмен, а мать пианистка-любительница. В 10 лет мальчик написал оперу, а в 12 поступил в Миланскую консерваторию (где учился с 1923 по 1927 г.). Дальнейшая жизнь Менотти (с 1928 г.) связана с Америкой, хотя еще долго композитор сохранял итальянское гражданство. С 1928 по 1933 г. он совершенствовал свою композиторскую технику под руководством Р. Скалеро в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии. В его стенах завязалась тесная дружба с С. Барбером впоследствии видным американским композитором (Менотти станет автором либретто одной из опер Барбера). Нередко друзья во время летних каникул вместе ездили в Европу, посещая оперные театры Вены и Италии. В 1941 г. Менотти снова пришел в институт Кёртис теперь уже в качестве преподавателя композиции и искусства музыкальной драматургии. Не прервалась и связь с музыкальной жизнью Италии, где Менотти в 1958 г. организовал "Фестиваль двух миров" (в Сполето) для американских и итальянских певцов. Менотти-композитор дебютировал в 1936 г. оперой "Амелия едет на бал". Первоначально она была написана в жанре итальянской оперы-buffa, а затем переведена на английский язык. Успешный дебют повлек за собой новый заказ на этот раз от компании NBC, на радиооперу "Старая дева и вор" (1938). Начав свой путь оперного композитора с сюжетов развлекательно-анекдотического плана, Менотти обратился вскоре и к драматическим темам. Правда, первая его попытка в этом роде (опера "Бог острова", 1942) была неудачной. Но уже в 1946 г. появилась опера-трагедия "Медиум" (спустя несколько лет она была экранизирована и получила премию на Каннском кинофестивале). И наконец, в 1950 г. увидело свет лучшее произведение Менотти музыкальная драма "Консул" его первая "большая" опера. Ее действие происходит в наше время в одной из европейских стран. Бессилие, одиночество и беззащитность перед лицом всевластного бюрократического аппарата приводит героиню к самоубийству. Напряженность действия, эмоциональная наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка сближают эту оперу с творчеством последних великих итальянцев (Дж. Верди, Дж. Пуччнни) и композиторов-веристов (Р. Леонкавалло, П. Масканьи). Чувствуется влияние и музыкальной декламации М. Мусоргского, а звучащие кое-где джазовые интонации указывают на принадлежность музыки к нашему веку. Эклектичность оперы (пестрота ее стиля) несколько сглаживается отличным чувством театра (всегда присущим Менотти) и экономным использованием выразительных средств: даже оркестр в его операх заменяется ансамблем из нескольких инструментов. Во многом благодаря политической теме "Консул" приобрел необычайную популярность: на Бродвее он шел 8 раз в неделю, ставился в 20 странах мира, (в т. ч. и в СССР), был переведен на 12 языков.
К трагедии простых людей композитор вновь обратился в операх "Святая с Бликер-стрит" (1954) и "Мария Головина" (1958). Действие оперы "Самый важный человек" (1971) происходит на юге Африки, ее герой молодой ученый-негр гибнет от руки расистов. Насильственной смертью завершается опера "Таму-Таму" (1972), что по-индонезийски означает гости. Эта опера была написана по заказу организаторов Международного конгресса антропологов и этнологов.
Однако трагедийная тема вовсе не исчерпывает творчества Менотти. Сразу после оперы "Медиум", в 1947 г., создается веселая комедия "Телефон". Это очень коротенькая опера, где только три действующих лица: Он, Она и Телефон. Вообще сюжеты опер Менотти отличаются исключительным разнообразием. Телеопера "Амал и ночные гости" (1951) написана по мотивам картины И. Босха "Поклонение волхвов" (сложилась традиция ее ежегодного показа на Рождество). Музыка этой оперы настолько проста, что может быть рассчитана и на любительское исполнение.
Кроме оперы, своего основного жанра, Менотти написал 3 балета (в т. ч. комический балет-мадригал "Единорог, Горгона и Мантикор", созданный в духе спектаклей эпохи Возрождения), кантату "Смерть епископа на Бриндизи" (1963), симфоническую поэму для оркестра "Апокалипсис" (1951), концерты для фортепиано (1945), скрипки (1952) с оркестром и Тройной концерт для трех исполнителей (1970), камерные ансамбли, Семь песен на собственный текст для выдающейся певицы Э. Шварцкопф. Внимание к человеку, к естественному мелодическому пению, использование эффектных театральных ситуаций позволило Менотти занять видное место в современной американской музыке.