Музыкальный словарь - монюшко станислав
Связанные словари
Монюшко станислав
Выдающийся польский композитор С. Монюшко создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.
В 8 лет Моиюшко отправился в Варшаву начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.
Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных "Песен нашего костела"), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников русский композитор Ц. Кюи, один из участников "Могучей кучки". Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.
Высшее достижение творчества Монюшко опера "Галька". Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. "Галька" была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.
В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.
Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами он был другом М. Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме "Гальки", к лучшим его произведениям относится "Зачарованный замок" ("Страшный двор" 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере ("Явнута, Сплавщик леса"), к балету (в т. ч. "Монте-Кристо"), оперетте, музыке к театральным постановкам ("Гамлет" В. Шекспира, "Разбойники" Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты ("Мильда, Ниола"). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: "Призраки" (по драматической поэме "Дзяды"), "Крымские сонеты" и "Пани Твардовская". Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 "Остробрамские литании"), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры "Сказка, Каин" и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес "Безделушки".
Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники "Домашние песенники". Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. "Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения". В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной "общительности" его музыки.