Музыкальный словарь - перголези джованни баггиста
Связанные словари
Перголези джованни баггиста
(Pergolesi; наст. фам. Драги, Draghi), (4 I 1710, Ези, пров. Анкона 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), onepa-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.
; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези ("Служанка-госпожа") к В.
А. Моцарту ("Свадьба Фигаро") и Дж. Россини ("Севильский цирюльник") и далее в XX век ("Фальстаф" Дж. Верди; "Мавра" И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете "Пульчинелла; Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева).
Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы Ф.
Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези "Салюстия" (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы "Гордый пленник". Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria.Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу "Служанка-госпожа". Все было новым в этом спектакле простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций.
Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.Одна из первых onep-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, "Служанка-госпожа" способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г.
Гастроли труппы итальянских "буффонов" стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. "войны буффонов"), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля "буффоны" были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали.
В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых "Деревенский колдун" знаменитого французского писателя и философа Руссо составила достойную конкуренцию "Служанке-госпоже".Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор onep-buffa (кроме "Служанки-госпожи Влюбленный монах, Фламинио" и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата "Stabat mater" одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.
Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства.
"В его музыке", писал о Перголези Б. Асафьев, "наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов".
.