Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - пипков любомир

Пипков любомир

( 6 IX 1904, Ловеч 9 V 1974, София)

Л. Пипков "композитор, который порождает влияния" (Д. Шостакович), лидер болгарской композиторской школы, вышедшей на уровень современного европейского профессионализма и получившей международное признание. Пипков вырос в среде демократической прогрессивной интеллигенции, в семье музыканта. Его отец Панайот Пипков один из пионеров профессиональной болгарской музыки, автор песен, имевших широкое хождение в революционных кругах. От отца будущий музыкант и унаследовал свой дар и гражданственные идеалы в 20 лет он вступил в революционное движение, участвовал в деятельности подпольной тогда партии коммунистов, рискуя свободой, а подчас и жизнью.

В середине 20-х гг. Пипков ученик Государственной музыкальной академии в Софии. Он выступает как пианист, и первые его композиторские опыты также лежат в сфере фортепианного творчества. Незаурядно одаренный юноша получает стипендию для обучения в Париже здесь в 1926-32 гг. он занимается в Ecole Normale у известного композитора Поля Дюка и у педагога Нади Буланже. Пипков быстро вырастает в серьезного художника, о чем свидетельствуют его первые зрелые опусы: Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931), струнный Квартет (1928, это вообще был первый болгарский квартет), обработки народных песен. Но главное достижение этих лет-опера "Девять братьев Яны", начатая в 1929, а завершенная после возвращения на родину в 1932 г. Пипков создал первую классическую болгарскую оперу, признанную историками музыки выдающимся сочинением, которое ознаменовало переломный этап в истории болгарского музыкального театра. Остросовременную социальную идею в те времена композитор мог воплотить лишь иносказательно, на материале народных преданий, отнеся действие в далекий XIV век. На легендарно-поэтическом материале раскрыта тема борьбы добра и зла, воплощенная прежде всего в конфликте двух братьев злобного завистливого Георгия Грозника и загубленного им, светлого душой, талантливого художника Ангела. Личная драма перерастает в общенародную трагедию, ибо развертывается в глубинах народной массы, страдающей от иноземных угнетателей, от постигшей страну чумы... Рисуя трагические события давних времен, Пипков, однако, имеет в виду современную ему трагедию. Опеpa создавалась по свежим следам потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г., жестоко подавленного властями, то было время, когда погибло много лучших людей страны, когда болгарин убивал болгарина. Злободневность ее была понята сразу же после премьеры в 1937 г. тогда официальные критики обвинили Пипкова в "коммунистической пропаганде", писали, что в опере видится протест "против сегодняшнего общественного строя", то есть против монархического фашистского режима. Много лет спустя композитор признал, что так оно и было, что он стремился в опере "раскрыть правду жизни, полной мудрости, опыта и веры в будущее, веры, которая необходима для борьбы с фашизмом. Девять братьев Яны" симфонизированная музыкальная драма, с остро экспрессивным языком, полная сочных контрастов, с динамичными массовыми сценами, в которых прослеживается воздействие сцен "Бориса Годунова" М. Мусоргского. Музыка оперы, как и вообще всех творений Пипкова, отличается яркой национальной характерностью.

Среди произведений, которыми Пипков откликнулся на героизм и трагедию Сентябрьского антифашистского восстания, кантата "Свадьба" (1935), названная им революционной симфонией для хора и оркестра, и вокальная баллада "Всадники" (1929). Обе они написаны на ст. крупного поэта Н. Фурнаджиева.

Возвратившись из Парижа, Пипков включается в музыкальную и общественную жизнь своей родины. В 1932 г. вместе с коллегами и сверстниками П. Владигеровым, П. Стайновым, В. Стояновым и другими он становится одним из создателей общества "Современная музыка", объединившего все прогрессивное в отечественной композиторской школе, которая переживала первый высокий взлет. Пипков выступает также как музыкальный критик и публицист. В программной статье "О болгарском музыкальном стиле" он утверждает, что композиторское творчество должно развиваться в русле социально-активного искусства и что основой его является верность народной идее. Социальная значимость характерна для большинства крупных сочинений мастера. В 1940 г. он создает Первую симфонию это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония. В ней находит отражение духовная атмосфера эпохи гражданской войны в Испании и начала второй мировой войны. Концепция симфонии национально своеобразный вариант известной идеи "через борьбу к победе" воплощена на основе болгарской образности и стилистики, опирающейся на закономерности фольклора.

Вторая опера Пипкова "Момчил" (имя народного героя, предводителя гайдуков) создавалась в 1939-43 гг., завершена в 1948 г. Она отразила патриотические настроения и демократический подъем в болгарском обществе на рубеже 40-х гг. Это народная музыкальная драма, с ярко выписанным, многогранно показанным образом народа. Важное место занимает героическая образная сфера, использован язык массовых жанров, в частности революционной маршевой песни она здесь органично соединяется с исконными крестьянскими фольклорными истоками. Сохраняются характерные для Пипкова мастерство драматурга-симфониста и глубинная национальная почвенность стиля. Опера, впервые показанная в 1948 г. в Софийском театре, стала первой ласточкой нового этапа развития болгарской музыкальной культуры, этапа, наступившего после революции 9 сентября 1944 г. и вступления страны на путь социалистического развития.

Композитор-демократ, коммунист, обладающий большим общественным темпераментом, Пипков развертывает кипучую деятельность. Он первый директор возрожденной Софийской оперы (1944-48), первый секретарь созданного в 1947 г. Союза болгарских композиторов (194757). С 1948 г. он профессор Болгарской государственной консерватории. В этот период в творчестве Пипкова с особой силой утверждается современная тема. Особенно ярко раскрыта она оперой "Антигона-43" (1963), остающейся поныне лучшей болгарской оперой и одной из наиболее значительных опер на современный сюжет в европейской музыке, и ораторией "О нашем времени" (1959). Чуткий художник возвысил здесь голос против войны не той, что прошла, а той, что вновь угрожает людям. Богатство психологического содержания оратории обусловливает смелость и остроту контрастов, динамику переключений от интимной лирики писем солдата к возлюбленной к жестокой картине всеобщего уничтожения в результате атомного удара, к трагическому образу погибших детей, окровавленных птиц. Подчас оратория обретает театральную силу воздействия.

Юная героиня оперы "Антигона-43" школьница Анна, как когда-то Антигона, вступает в героический поединок с властями. Из неравной борьбы Анна-Антигона выходит победительницей, хотя достается ей эта моральная победа ценою жизни. Музыка оперы отличается суровой сдержанной силой, самобытностью, тонкостью психологической разработки вокальных партий, в которых доминирует ариозно-декламационный стиль. Драматургия остроконфликтна, напряженному динамизму сцен-поединков, характерных для музыкальной драмы и кратких, как пружина, напряженных оркестровых интерлюдий, противостоят эпические хоровые интермедии это как бы голос народа, с его философскими размышлениями и этическими оценками происходящего.

В конце 60-х начале 70-х гг. намечается новый этап в творчестве Пипкова: от героических и трагедийных концепций гражданственного звучания происходит все больший поворот к лирико-психологической, философско-этической проблематике, особой интеллектуальной утонченности лирики. Наиболее значительные произведения этих лет Пять песен на ст. иностранных поэтов (1964) для баса, сопрано и камерного оркестра, Концерт для кларнета с камерным оркестром и Третий квартет с литаврами (1966), лирико-медитативная двухчастная Четвертая симфония для струнного оркестра (1970), хоровой камерный цикл на ст. М. Цветаевой "Приглушенные песни" (1972), циклы пьес для фортепиано. В стилистике поздних сочинений Пипкова заметно обновление выразительного потенциала, обогащение его новейшими средствами. Композитор прошел большой путь. На каждом витке своей творческой эволюции он решал задачи новые и актуальные для всей национальной школы, прокладывая ей путь в будущее.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пипков любомир
Значение слова пипков любомир
Что означает пипков любомир
Толкование слова пипков любомир
Определение термина пипков любомир
pipkov lyubomir это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):