Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - рахмадиев еркегали рахмадиевич

Рахмадиев еркегали рахмадиевич

( р. 1 VIII 1932, с. Мадениет Чубартауского р-на Семипалатинской обл.)

Е. Рахмадиев один из ведущих композиторов Казахстана вписал яркую страницу в музыкальную культуру своей республики. Его творчество органично связано с национальным фольклором, и прежде всего с народным инструментальным жанром кюй. Рахмадиев обращается к кюям различных стилей и школ, давшим казахской музыке замечательных создателей и исполнителей кюев Кургамангазы и Таттимбета. Претворяя интонационно-ритмические особенности этого жанра, композитор нашел новый метод его разработки в профессиональной музыке, основанный на соединении принципов европейской музыки со стилистикой национального музыкального мышления. Таким образом, Рахмадиев стал основателем жанра симфонического кюя (подобно Ф. Амирову, создавшему в азербайджанской музыке жанр симфонического мугама). "Творчество любого народа это полноправная часть мировой культуры, и цель художника в том, чтобы сделать шедевры национальных мастеров интернациональным достоянием. Вот почему я обратился к жанру кюя, который представляется мне не пцосто формой музицирования, а средством выражения духовной жизни моего народа. Кюи это уникальный вклад казахов в мировое музыкальное искусство".

Рахмадиев родился на земле, взрастившей выдающихся деятелей казахской национальной культуры: Абая, М. Ауэзова. Его отец Рахмади Жабыкбаев был известным акыном, участвовал в состязаниях народных певцов и музыкантов. Слушая игру и пение акынов и домбристов, Рахмадиев с детских лет был окружен атмосферой народной музыки, сам пел народные песни и играл на домбре. Большое влияние на его творческую судьбу оказала встреча в годы войны с известным казахским композитором будущим создателем национальной классической оперы "Биржан и Сара" M. Тулебаевым. А в конце 40-х гг. в аул приехала группа музыкантов, в числе которых были композитор Н. Тлендиев и певец Б. Жилисбаев, которые отбирали талантливых детей для обучения музыке в Алма-Ате. В эту группу попал и Еркегали. Так в 1948г. он поступает в музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где занимается сразу на двух отделениях в классе домбры и на историко-теоретическом, а в 1952 г. в Алма-Атинскую консерваторию им. Курмангазы, где учится в классе композиции Е. Брусиловского. В творческом становлении молодого музыканта живое участие принимал известный казахский композитор Л. Хамиди, которому Рахмадиев показывал свои первые произведения. Окончив в 1957 г. консерваторию, Рахмадиев продолжает свое музыкальное образование в аспирантуре Московской консерватории. Здесь его учителями стали Г. Литинский, Ю. Фортунатов.

В конце 50 начале 60-х гг. Рахмадиев пишет романсы и хоры, симфонические и камерно-инструментальные произведения, пьесы для оркестра казахских народных инструментов, музыку к драматическим спектаклям. Среди этих сочинений выделяется симфоническая поэма "Амангельды" (1956), посвященная подвигу легендарного народного героя Амангельды Иманова. Это героико-драматическое произведение отличается насыщенностью оркестрового звучания, выразительностью тем-образов, в числе которых мотив народной песни "Зауреш", звучащий в момент трагической кульминации поэмы.

Вслед за поэмой "Амангельды" появляется лирико-пейзажная симфоническая поэма "Толгау" (1960), повествующая о красоте родной природы, вся словно наполненная светом и поэтичностью. Творческой удачей стала и хоровая картина "Вечер на Балхаше" (1962). Памяти М. Ауэзова Рахмадиев посвящает лирическую поэму-реквием "Мухтар-ага" (на ст. С. Мауленова 1967). В этом сочинении композитор мастерски использует традиционный жанр народной музыки жоктау. Жанровые особенности западноевропейского реквиема здесь сочетаются с традициями национальной музыки. Поэма-реквием "Мухтар-ага" интересна и своим тематизмом Рахмадиев обращается к жанру медленного кюя, который в отличие от энергично-подвижных кюев реже применяется казахскими композиторами. Именно такой лирический кюй послужил тематическим фундаментом для этого произведения, став символом трагедийного начала.

В 1973 г. в Алма-Ате состоялась Третья международная музыкальная Трибуна стран Азии, где первой премии был удостоен блестяще-виртуозный "Праздничный кюй" ("Дайрабай") для симфонического оркестра (1963), ставший одним из самых популярных произведений Рахмадиева. Традиция таких жизнерадостных симфонических кюев была продолжена в кюях "Кудаша-думан" и "Ортпа" (1973). К этому жанру относится и Скерцо для трубы с оркестром (1966).

Рахмадиев постоянно обращается и к опере. В основе лирико-драматической оперы "Камар-сулу" (1963) лежит одноименный роман-поэма классика казахской советской литературы С. Торайгырова, рассказывающий о судьбе угнетенной казахской женщины в условиях феодально-байского строя. Лирическая трактовка сюжета коренится в национальном фольклоре, и прежде всего в жанре казахской женской песни, а также в бытовых песнях детских, шуточных, колыбельных. Драматургия оперы основана на развитии главной сюжетной линии трагической любви разлученных друг с другом девушки-акына Камар и учителя Ахмета, обрывающейся гибелью Камар. Музыкальный язык оперы мелодичен, драматически-экспрессивен. Важную роль играют лейттемы и лейтинтонации. Особое место в опере занимает хор: впечатляюще звучит в сцене гибели Камар хорал a cappella один из первых примеров использования Рахмадиевым этого жанра в контексте национальной оперы.

Значительной вехой в творчестве композитора стала опера "Алпамыс" (1973), представляющая иной жанровый тип. Это крупномасштабное сочинение эпического характера написано на основе старинных народных преданий, оно во многом продолжает традиции русской оперы-сказки ("Руслан и Людмила" М. Глинки, "Золотой петушок" и "Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова). Главный герой оперы легендарный батыр Алпамыс олицетворяет лучшие человеческие качества доброту, любовь к людям, справедливость. Как символы зла выступают Тайчикхан и ведьма Мыстан. Музыкальный язык оперы своеобразен тем, что в нем нет непосредственных цитат подлинных народных мелодий. Знание родного фольклора дает композитору возможность писать в стиле народной музыки, опираясь на ее типичные интонации и ритмы. Так, в основе хора из пролога лежат интонации трагического кюя Курмангазы "Кишкентай", в арии Матери-земли из пролога слышны интонации народной песни "Угай-ай". Рахмадиев обращается и к таким широко популярным формам народной казахской музыки, как терме, желдирме, свойственным исполнительской манере героических сказаний, а также использует некоторые композиционные приемы лирических песен акынов. После первой постановки в 1975 г. опера "Алпамыс" была существенно переработана. Так, в нее был введен новый персонаж народный сказитель акын Жирау, который, аккомпанируя себе на домбре, комментирует события, нередко предсказывая их.

Популярным сочинением Рахмадиева стал Концерт для трубы с оркестром (1982), в котором композитор опирается на национальный мелос, сочетая его с современной виртуозной техникой. Необычайно широк круг стилистических элементов этого одночастного сочинения, обладающего чертами рапсодичности: от тем скерцозного характера, свойственных европейской классической музыке, до кюев и среднеазиатских танцевальных тем. Красочная оркестровка Концерта близка симфоническим кюям композитора.

В 80-е гг. Рахмадиев создал ораторию-реквием памяти Г. Мусрепова (1987), Концерт для скрипки с оркестром (1985), Шесть романсов на стихи М. Макатаева (1983), Семь романсов на стихи Абая (1985), музыку к кинофильму "Дорогой жизни" (1985), музыкальную комедию "Майра" (либр. Г. Мусрепова, 1985). В 1986 г. он сделал вторую редакцию оперы "Камар-сулу". Произведения Рахмадиева пользуются неизменным интересом у многочисленной публики. Они вышли далеко за пределы Казахстана и звучат во многих странах Европы, Азии, Америки.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рахмадиев еркегали рахмадиевич
Значение слова рахмадиев еркегали рахмадиевич
Что означает рахмадиев еркегали рахмадиевич
Толкование слова рахмадиев еркегали рахмадиевич
Определение термина рахмадиев еркегали рахмадиевич
rahmadiev erkegali rahmadievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):