Музыкальный словарь - респиги отторино
Связанные словари
Респиги отторино
В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм "Римские фонтаны, Пинии Рима").
Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений "Симфонические вариации" для оркестра.
В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал "Прелюдию, хорал и фугу" для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: "Респиги уже не ученик, а мастер". Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию. Респиги один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку "Плача Ариадны" К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.
В 1914 г. Респиги уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы "Фонтаны Рима" (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: "Фонтаны Рима, Пинии Рима" (1924) и "Празднества Рима" (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: "Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки".
Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет "Лавочка чудес", основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.
С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Сайта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором. В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, "Бразильские впечатления") и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала ("Григорианский концерт" для скрипки, "Концерт в миксолидийском ладу" и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, "Дорийский квартет"). Респиги принадлежат свободные обработки опер "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, "Женские ухищрения" Д. Чимарозы, "Орфей" К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, Оркестровка пяти "Этюдов-картин" С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.