Музыкальный словарь - романс
Связанные словари
Романс
Приходилось вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? Если и приходилось, то вы, наверное, не могли подумать, что между этим определением и музыкальным термином, обозначающим один из жанров вокальной музыки, есть самая непосредственная связь. Романс название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке.
Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Романсы пьесы для голоса с инструментальным сопровождением распространились из Испании по всей Европе.
Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты.
Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни». Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.
Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова эти подлинные жемчужины камерного вокального искусства. В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к происходящим событиям.
Например, романс Даргомыжского «Титулярный советник» сатирический рассказ. Другой его романс «Старый капрал» драматическая сцена. А романс Прокофьева «Болтунья» на стихи Агнии Барто шуточная зарисовка. Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент скрипка, рояль или виолончель, как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов. .