Музыкальный словарь - штраус иоганн
Связанные словари
Штраус иоганн
Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.
В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивнаятворческаяжизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.
Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Лайнера и его отца: "гирлянда" из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются "Песни свободы, Песни баррикад", в 1849 г. "Вальс-некролог" на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).
Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.
В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс "Прощание с Петербургом", полька "В Павловском лесу", фортепианная фантазия "В русской деревне" (ее исполнял А. Рубинштейн) и др.
В 1863-70 гг. Штраус дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: "На прекрасном голубом Дунае, Жизнь артиста, Сказки венского леса, Радуйтесь жизни" и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: "Мелодии из меня текут, как вода из крана"), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.
70-е гг. начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Ф. Зунне и К. Миллекером он стал создателем венской классической оперетты.
Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.
До сих пор звучат вальсы из оперетт "Летучая мышь" (1874), "Калиостро в Вене" (1875), "Кружевной платок королевы" (1880), "Ночь в Венеции" (1883), "Венская кровь" (1899) и др.
Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется "Цыганский барон" (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства).
В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892) и работает над балетом "Золушка" (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: "Весенние голоса" (1882). "Императорский вальс" (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).
Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.