Музыкальный словарь - тищенко борис иванович
Связанные словари
Тищенко борис иванович
Высшее благо... есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам.
Р. Декарт
Б. Тищенко один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов "Ярославна, Двенадцать"; сценических произведений на слова К. Чуковского: "Муха-цокотуха, Краденое солнце, Тараканище". Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений 5 беспрограммных симфоний (в т. ч. на ст. М. Цветаевой), "Sinfonia robusta", симфония "Хроника блокады"; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т. ч. Седьмая с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др. К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; "Завещание" для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата "Сад музыки" на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы "Четыре стихотворения капитана Лебядкина" Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам "Суздаль, Гибель Пушкина, Игорь Саввович", к спектаклю "Собачье сердце".
Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре Д. Шостакович, по фортепиано А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.
Тищенко сложился как композитор очень рано в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет "Ярославна" 1974, Третья симфония 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты 1965). Русская протяжная песня для Тищенко и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции как бы "симфонию наигрышей"; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова "тихая моя родина". Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки "гагаку". Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте 1963).
В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм своего учителя Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976).
Четвертая симфония чрезвычайно масштабна она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, "эстафета поколений".
Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 и 1975). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический "каркас" (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные экспрессивные "промежутки" (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет "Ярославна" ("Затмение") написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси "Слова о полку Игореве" (либр. О. Виноградова).
Оркестр в балете дополнен хоровой партией, усиливающей русский интонационный колорит. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.
Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. "Нечто вроде письма к другу", говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается "отрогами, побегами". Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, "исповедью души". А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. "Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть", говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.