Музыкальный словарь - веберн антон фон
Связанные словари
Веберн антон фон
Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.
А. Веберн
Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В 190206 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии. Уже первые сочинения песий и идиллия для оркестра "В летнем ветре" (1901-04) обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шёнберга. В статье "Учитель" он ставит эпиграфом слова Шёнберга: "Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности поощрять". В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.
Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) "музыку сфер, идущую из самых глубин души", как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата "Свет глаз", единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.
В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему "Путь к новой музыке". Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и "аншлюс" Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как "дегенеративной" и "культур-большевистской" веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской "Kulturpolitik". В последних сочинениях Веберна квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. ионе Веберн призывал "колокол сердец" любовь: "да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее" (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.
Центр мировоззрения Веберна идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: "Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры"! восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гёте о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому "прекрасное есть символ прекрасно-доброго". В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы. Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: "Рондо (Дахштайн), снег и лед, кристально чистый воздух", вторая побочная тема "цветы высокогорья", далее "дети на льду и на снегу, свет, небо", в коде "взгляд в высокогорье". Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих "разливов" и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн "единственное преддверие музыки будущего". Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.