Музыкальный словарь - жоливе андре
Связанные словари
Жоливе андре
Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей.
А. Жоливе
Современный французский композитор А. Жоливе говорил, что стремится "быть настоящим универсальным человеком, человеком космоса". Он относился к музыке как к волшебной силе, магически воздействующей на людей. Для усиления такого воздействия Жоливе постоянно искал необычные тембровые сочетания. Это могли быть экзотические лады и ритмы народов Африки, Азии и Океании, сонорные эффекты (когда звучание воздействует своей краской без четкого различения отдельных тонов) и другие приемы.
Имя Жоливе появилось на музыкальном горизонте в середине 30-х гг., когда он выступил как член группы "Молодая Франция" (1936), куда входили также О. Мессиан, И. Бодрие и Д. Лесюр. Эти композиторы призывали к созданию "живой музыки", преисполненной "душевного тепла", они мечтали о "новом гуманизме" и "новом романтизме" (что было своеобразной реакцией на увлечение конструктивизмом в 20-е гг.). В 1939 г. сообщество распалось, и каждый из его участников пошел своим путем, сохраняя верность идеалам молодости.
Жоливе родился в музыкальной семье (его мать была хорошая пианистка). Учился основам композиции у П. Ле Флема, а затем инструментовке у Э. Вареза (1929-33). От Вареза, родоначальника сонорной и электронной музыки, во многом и пошла склонность Жоливе к красочным звуковым экспериментам. В начале своего композиторского пути Жоливе находился во власти идеи "познать сущность "заклинательной магии" музыки". Так возник цикл фортепианных пьес "Мана" (1935). Слово "мана" на одном из африканских языков означает таинственную силу, живущую в вещах. Эту линию продолжили "Заклинания" для флейты solo, "Ритуальные танцы" для оркестра, "Симфония танцев и Дельфийская сюита" для духовых, волн Мартено, арфы и ударных. Жоливе часто использовал волны Мартено изобретенный в 20-е гг. электромузыкальный инструмент, издающий плавные, словно неземные звуки.
Во время второй мировой войны Жоливе был мобилизован и около полутора лет провел в армии. Впечатления военного времени вылились в "Трех жалобах солдата" камерном вокальном произведении на собственные стихи (Жоливе обладал прекрасным литературным талантом и в молодости даже колебался, какому из искусств отдать предпочтение). 40-е гг. время перемен в стиле Жоливе. Первая соната для фортепиано (1945), посвященная венгерскому композитору Б. Бартоку, отличается от ранних "заклинаний" энергией и четкостью ритма. Расширяется круг жанров здесь и опера ("Долорес, или Чудо безобразной женщины"), и 4 балета. Лучший из них "Гиньоль и Пандор" (1944) воскрешает дух балаганных марионеточных представлений. Жоливе пишет 3 симфонии, оркестровые сюиты ("Трансокеанская и Французская"), но самым любимым его жанром в 40-60-е гг. стал концерт. Один только перечень солирующих инструментов в концертах Жоливе говорит о неустанных поисках тембровой выразительности. Свой первый концерт Жоливе написал для волн Мартено с оркестром (1947). Затем последовали концерты для трубы (2), флейты, фортепиано, арфы, фагота, виолончели (Второй виолончельный концерт посвящен М. Ростроповичу). Есть даже концерт, где солируют ударные инструменты! Во Втором концерте для трубы с оркестром слышны джазовые интонации, а в фортепианном наряду с джазом звучат отголоски африканской и полинезийской музыки. Многие французские композиторы (К. Дебюсси, А. Руссель, О. Мессиан) обращали взоры к экзотическим культурам. Но вряд ли кто может сравниться с Жоливе в постоянстве этого интереса, его вполне можно назвать "Гогеном в музыке".
Деятельность Жоливе как музыканта очень разнообразна. Долгое время (1945-59) он был музыкальным директором парижского театра Comedie Francaise; за эти годы он создал музыку к 13 спектаклям (среди них "Мнимый больной" Ж. Б. Мольера, "Ифигения в Авлиде" Еврипида). В качестве дирижера Жоливе выступал во многих странах мира и неоднократно приезжал в СССР. Его литературный талант проявился в книге о Л. Бетховене (1955); постоянно стремясь к общению с публикой, Жоливе выступал как лектор и журналист, был главным консультантом по музыкальным вопросам в Министерстве культуры Франции.
В последние годы жизни Жоливе отдает себя педагогике. С 1966 р. и до конца своих дней композитор занимает должность профессора Парижской консерватории, где ведет класс композиции.
Говоря о музыке и ее магическом воздействии, Жоливе делает акцент на общении, чувстве единства людей и всего мироздания: "Музыка это прежде всего акт общения... Общение композитора и природы... в момент создания произведения, а затем общение между композитором и публикой в момент исполнения произведения". Достичь такого единения композитору удалось в одном из крупнейших своих сочинений оратории "Правда о Жанне". Она была исполнена впервые в 1956 г, (через 500 лет после судебного процесса, оправдавшего Жанну д'Арк) на родине героини в селении Домреми. Жоливе использовал тексты протоколов этого процесса, а также стихи средневековых поэтов (в т. ч. Шарля Орлеанского). Оратория исполнялась не в концертном зале, а на открытом воздухе, в присутствии нескольких тысяч человек.