Музыкальная энциклопедия - адыгейская музыка
Связанные словари
Адыгейская музыка
Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористич., сатирич. и др. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вок. (хор.) и инстр. эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. танца: удж парный; зафак, загатлят, исламей групповые, бытующие во многих вариантах.
Среди адыг. нар. инструментов: пхачич (ударный), камыль (дух. инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент) и др. С сер. 19 в.получила распространение гармонь.
А. м. в основе диатонична, встречаются ионийский, миксолидийский и фригийский лады. Ей свойственно большое ритмич. разнообразие (при этом нечётный метроритм встречается редко). Часто применяются триоли, синкопы. Для нар. песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят. мелодич. рисунок. Рус. композиторы, посещавшие Кавказ (А. А. Алябьев, М. А. Балакирев и др.), использовали адыг. нар. музыку в своём творчестве. Активное изучение адыг. фольклора было начато после Октябрьской революции. Большую работу в этом отношении провели М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гребнев, Г. М. Концевич, В. Л. Мессман, H. H. Миронов и др. Проф. муз. творчество адыгейцев развивается гл. обр. в обл. песенного жанра. Среди адыг. композиторов М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др.; певицы засл. арт. РСФСР Г. Самогова, З. Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.
В Адыг. АО работает Ансамбль нар. песни и танца.
Литература: Гнесин М. P., Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12; Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни, М.-Л., 1941; Столяров, Произведения русских композиторов на кабардинские темы, "Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института", т. 2, Нальчик, 1947; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, там же, т. 4, 1948.