Музыкальная энциклопедия - хора
Связанные словари
Хора
Хореический стих (с долгими ударными и краткими безударными слогами), сочетающийся с трёхдольной пляской, старинная традиция синкретич. иск-ва хороводов. X. второго типа менее индивидуальны, схожи с др. танцами муз. размеров 2/4 или 4/4, в частности с бэтутой (энергич. виртуозная муж. пляска с синкопированной ритмикой), но хореографич. лексика в X. как массовом танце проще. При многообразии мелодики и ритмики X. обоих типов имеют общую черту квадратную структуру (исключения редки): 8-тактный период, 16-тактная (в наиболее развитых образцах 32-тактная) двухчастная форма. В X. отразились труд, освободительная борьба, образ жизни, чувства мн. поколений, что определило богатство их образного содержания. Обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные X. разнообразны: пасторальные пастушеские X. с флейтовыми мелодиями ("Киндия" "Перед заходом солнца"); напевные X. песенного происхождения ("Еленуца"); изящные девичьи свадебные X., к-рые иногда сохраняют старинные черты (неквадратность, квартово-терцовые мотивы в "Хорэ миресей"), но чаще характеризуются узорчатым хроматизированным мелодич. рисунком скрипичной фактуры и оригинальными
"Киндия"."Еленуца".
ритмами, напр. 7/16 ("Остронэц", "Зестрей", "Рыченица"); торжественные X., завершающие свадьбу ("Хора нунций", "Жок маре"); мужественная и массивная "Бэтры-няскэ" ("Хора стариков"); исполненная отваги и воинственная "Хора гайдуков".
"Хора миресей".
Многие X. бессюжетны и не имеют названия (преим. 2-дольные, позднего стиля).
"Хора нунций".
Мелодии и ритмы X. использованы в произв. композиторов Молдавии и Румынии: в песнях ("Хора освобождённой Бессарабии" Е. К. Коки), в камерно-инстр. соч. ("Хора" для фп. С. Лунгула, "Оляндра" для скрипки и фп. П. Б. Ривилиса), в муз.-сценич. произв. (опере "Грозован" Д, Г. Гершфельда, "Жатва" Т. Бердичану, опере "Бурная ночь" и хореографич. поэме "Свадьба в Карпатах" П. Константинеску, одноактных балетах М. Жоры); нар. импровизированный стиль X. воспроизводится в "Рапсодии" для скрипки, 2 фп. и ударных В. Г. Загорского, в "Симфонических танцах" Ривилиса.
"Бэтрынлскэ".
Литература: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Королёва Э. A., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970; 500 мелодий де жокурь дин Молдова, сост. П. Стоянов, Кишинэу, 1972; Pлоря Э., Танцевальный фольклор: функциональные и структурные особенности, в сб.: Музыкальная культура Молдавской ССР, М., 1978.E. M. Фраёнова.