Музыкальная энциклопедия - цимбалы
Связанные словари
Цимбалы
Ц. древнейший муз. инструмент вост. происхождения; использовались в играх, обрядах. Упоминание о Ц. встречается в документе 16 в. Распространены на Украине, в Белоруссии (один из осн. традиц. нар. инструментов; называются цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки), а также (аналогичной конструкции) в Молдавии (цамбал), Армении (сантур), Грузии (сантури, цинцила), Узбекистане (чанг) и др. В Зап. Европе были известны под назв. хакбретт (от нем. Hackbrett) и получили наибольшую популярность в 18 в. Разновидности Ц. распространены в Польше, Венгрии, Словакии. В кон. 19 в. Ц. реконструированы будапештским мастером В. Шундой; усовершенствованные Ц. имеют 35 хоров четверных, тройных и двойных струн. демпферный механизм; устанавливаются на 4 ножках. Венг. Ц. И. Ф. Стравинский ввёл в партитуры "Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана" и Регтайма для 11 инструментов. Применяются в ансамблях и для сольного исполнения. В совр. оркестры нар. инструментов входит семейство хроматич. Ц. (прима, альт, бас, контрабас). В конц. Ц. диапазон расширен до 3Р… октав. Семейство таких Ц. основа Гос. нар. оркестра БССР им. И. И. Жиновича. В числе старых белорус. мастеров, изготовлявших Ц., И. Новик, В. Рогач, П. Гребеньков. Среди совр. исполнителей И. И. Жинович, А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович и др.
Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1975, с. 47, 59, 64, 122, 131, 162; Mоdr А., Hudebni nбstroje, Praha, 1938, 1961 (рус. пер. Модр А., Музыкальные инструменты, М., 1959, с. 80-82).Н. А. Лисова.