Музыкальная энциклопедия - аджарская музыка
Связанные словари
Аджарская музыка
В адж. нар. песнях преобладают миксолидийский, дорийский, фригийский и эолийский лады. В песнях и танц. мелодиях встречаются размеры: 6/8, 2/4, 3/4, 4/4, 5/4 (последний особенно характерен для мелодии воинственного танца хоруми). Среди нар. инструментов распространены: двухсторонний барабан доли; духовые чибони (волынка), саламури (открытая флейта); струнно-щипковые чонгури, саз, пандури; струнно-смычковые чианури, кеманча. Популярна гармоника т. н. вост. строя. Инструменты в основном служат для аккомпанемента, хотя на них изредка исполняются также и сольные мелодии. После установления в Аджарии Советской власти (1921) в Батуми были организованы муз. школа, Филармония и Аджарский хор (ныне Аджарский ансамбль песни и пляски им. М. Кухинидзе). В 1921-26 в Батуми работал оперный т-р под рук. Е. А. Вронского; в 1929 было создано Батумское муз. уч-ще (ныне им. З. П. Палиашвили); в 1938 Областной дом нар. творчества; в 1967 Муз.-хореографич. об-во. В Аджарии имеется 9 муз. школ, из них 4 в Батуми.
В Батуми работает композитор засл. деят. иск-в Груз. ССР А. А. Парцхаладзе (преподаватель муз. уч-ща, в 1936-61 директор), автор мн. муз. произв., хоров, песен, фп. пьес, детской оперы, музыки к драматич. спектаклям и др.
Литература: Чхиквадзе Г. З., Народная песня, в кн.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Ахобадзе В. В., Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961; Мсхаладзе А. У., Аджарская семейная обрядовая поэзия, Батуми, 1969; его же, Из истории грузинской народной инструментальной музыки, Тбилиси, 1969.А. У. Мехаладзе.