Музыкальная энциклопедия - аффектов теория
Связанные словари
Аффектов теория
Защищая принцип естеств. и правдивой эмоцион. выразительности музыки, сторонники А. т. выступали против узкого техницизма, против ходульности нем. классицистской школы, против отрешённости от земного, культивировавшейся зачастую в песнопениях католич. и евангелич. церкви, а также против идеалистич. эстетики, отвергавшей теорию подражания и стремившейся доказать "невыразимость" чувств и страстей муз. средствами.
Вместе с тем А. т. были свойственны ограниченность, механистичность. Сводя содержание музыки к выражению страстей, она умаляла значение в ней интеллектуального элемента. Рассматривая аффекты как единые для всех людей душевные движения, А. т. склоняла композиторов к выражению неких обобщённых типов чувств, а не их неповторимо-индивидуальных проявлений. Попытки систематизировать интервалы, тональности, ритмы, темпы и т.д. по их эмоционально-выразит. эффекту нередко приводили к схематизму и односторонности.
Литература: Дидро Д., Племянник Рамо, Избр. соч., пер. с франц., т. 1, М., 1926; Маркус С., История музыкальной эстетики, ч. 1, M., 1959, гл. II; Wаlthеr J. G., Musikalisches Lexikon, Lpz., 1732; Mattheson J., Der volkommene Kapellmeister, Kassel, 1739; Bach С. Ph. Em., Ein Versuch ьber die wahre Art das Ciavier zu spielen, Tl 1-2, В., 1753; Rousseau J.-J., Dictionnaire de musique, Gиn., 1767, P., 1768; Engel J. J., Ьber die musikalische Malerei, В., 1780; Gretry A., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P., 1789, P., 1797; Marx A. В., Ьber Malerei in Tonkunst, B., 1828; Kretzschmar H., Neue Anregungen zur Fцrderung musikalischer Hermeneutik Satzцsthetik, в сб.: "JbP", XII, Lpz., 1905; его же, Allgemeines und Besonderes zur Affektenlehre, I-II, там же, XVIII-XIX, Lpz., 1911-12; Schering A.,Die Musikцsthetik der deutschen Aufklцrung, "SIMG", VIII, B., 1906/07; Goldschmidt H., Die Musikцsthetik des 18. Jahrhunderts, Z., 1915; Schцfke R., Quantz als Дsthetiker, "AfMw", VI, 1924; Frotscher G., Bachs Themenbildung unter dem Emfluss der Affektenlehre. Bericht ьber den I. Musikwissenschaftlichen Kongress zu Leipzig. 1925, Lpz., 1926; Seraukу W., Die musikalische Nachahmungsцsthetik im Zeitraum von 1700-1850, Universitцts-Archiv XVII, Mьnster i. W., 1929; Eggebrecht H. H., Das Ausdrucksprinzip im musikalischen Sturm und Drang, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", XXIX, 1955.К. К. Розеншильд.