Музыкальная энциклопедия - баркарола
Связанные словари
Баркарола
В 18 в. Б. стала жанром проф. музыки; особое распространение получила в 19 в. В таких Б. нек-рые типические признаки нар. Б. иногда отсутствуют (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4 и т. п.).
Начиная с оперы "Венецианский праздник" А. Кампра (1710), Б. применялась в операх гл. обр. итал. и франц. композиторов Дж. Паизиелло, Ф. Герольда ("Цампа"), Ф. Обера ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо" и др.), Дж. Россини ("Вильгельм Телль"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана") и др. Б. как жанр камерн. вок. музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта ("Баркарола", "Любовное счастье рыбака"), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки ("Уснули голубые"). Имеются и хоровые Б. у Ф. Шуберта ("Гондольер"), И. Брамса (в "Двадцати романсах и песнях для женского хора", ор. 44). Мн. Б. написаны для фп. Из них особенно выделяется Б. ор. 60 Ф. Шопена пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Б. создали также Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из "Песен без слов", ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5), П. И. Чайковский (Б. из "Времен года"), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов (ор. 10 No 3, для фп. в 4 руки ор. 11 No 1, для 2 фп. ор. 5 No 1), Г. Форе (13 Б.), Б. Барток и др. В основе нек-рых Б. подлинные нар. мелодии. Напр., "Гондольера" Ф. Листа из фп. цикла "Венеция и Неаполь" основана на мелодии опубликованной итал. композитором Порукини нар. Б., к-рую ранее обработал Л. Бетховен в своих "24 песнях разных народов" (No 8).
Е. М. Царёва.