Музыкальная энциклопедия - барток б.
Связанные словари
Барток б.
, В этот период (1906-19) напряжённых поисков собств. муз. стиля Б. пытался сочетать архаич. элементы крестьянского фольклора (гл. обр. венг. и румынского) с остро-динамичными средствами совр. гармонии, полифонии, инстр. фактуры. Творческие поиски Б. особенно ярко проявились в его фп. пьесах "Багатели", "Бурлески", "Allegro barbaro", сюита op. 14, Импровизации, op. 20 (1908-20), в первых двух струн. квартетах (1908, 1915-17), в произв. для муз. театра. Новаторская направленность творчества Б., его непримиримость к рутине, академич. застою, прогрессивная трактовка идеи народности были во многом близки демократич. тенденциям венг. лит-ры и иск-ва нач. 20 в. (поэзия Э. Ади, проза Ж. Морица, живопись "Группы восьми", лит. журналы "Nyugat" и "Ma"). Смелые искания Б. встречали сильное противодействие консервативной критики, в результате чего его опера "Замок герцога Синяя Борода" (1911) и ряд симф. и камерных опусов были исполнены лишь спустя неск. лет после их создания.
Широкое обществ. признание пришло к Б., когда будапештский Нац. т-р по инициативе дирижёра Э. Танго впервые пост. его балет "Деревянный принц" (1917) и оперу "Замок герцога Синяя Борода" (1918). Однако одно из наиболее смелых по муз. языку сочинений тех лет балет-пантомима "Чудесный мандарин" (либр. М. Лендьела. 1919) было отвергнуто и пост. на венг. сцене лишь после смерти автора. "Чудесный мандарин" одна из наиболее впечатляющих партитур Б.; полуфантастич. сюжет, рисующий преступный мир совр. большого города, воплощён предельно напряжёнными муз.-выразит. средствами, граничащими с экспрессионизмом. Иной колорит, сочетающий венг. танц. элементы с насмешливо-кукольной гротескностью, представлен в сказочном балете "Деревянный принц".
В годы 1-й мировой войны 1914-18 Б. занял антивоен. позицию. В период Венг. сов. республики (1919) он вместе с З. Кодаем возглавил демократич. преобразование муз. жизни страны, за что в годы хортистского режима подвергся репрессиям.
После 1919-20 творч. биография Б. характеризуется интенсивными поисками новых средств муз. выразительности, усилением контактов с наиболее радикальными кругами европ. модернизма. Не порывая связей с нар.-песенными истоками, он сочетает развитие фольклорных элементов с творч. освоением опыта И. Ф. Стравинского, отчасти А. Шёнберга (две скрипичные сонаты, 3-й, 4-й квартеты, ряд фп. пьес). В нек-рых произв. Б. 1920-х гг. нашли отражение тенденции, характерные для европ. музыки тех лет: гипертрофированный динамизм, склонность к жёстким, ударно-шумовым звучностям и рафинированный интеллектуализм, нередко выраженный в сложных формах линеарной полифонии.
1920-30-е гг. период расцвета конц. деятельности Б.-пианиста: он систематически гастролирует в крупнейших муз. центрах Европы и США. В 1929 состоялись его гастроли в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В этот период Б. усиленно занимается науч. работой в области муз. фольклористики, сочетая её с исполнительской, композиторской и педагогич. деятельностью (в 1907-34 Б. профессор по классу фп. Академии музыки им. Листа). В 1934 он оставляет профессуру и посв. себя исследовательской работе в области муз. фольклористики и этнографии в венг. Академии наук.
С нач. 1930-х гг. в творчестве Б. намечается стремление к большей простоте, классичности муз. стиля, тематич. и ладовой ясности, что привело к отказу от нек-рых экспериментальных крайностей. Эти новые искания совпали с обществ.-политич. активизацией композитора, резко осудившего фашистскую реакцию и угрозу войны. В 1931 Б. участвовал в Междунар. конгрессе защиты культуры; в знак протеста против фашистской реакции запрещал исполнение своих сочинений по нем. и итал. радио. Новые стилистич. поиски Б. проявились в кантате "Девять волшебных оленей" ("Cantata profana", 1930) и 2-м концерте для фп. (1931). В конце 1930-х гг. и особенно в годы 2-й мировой войны 1939-45 Б. создаёт наиболее значительные свои произв., своеобразно выражающие идеи гуманизма и междунар. братства. В "Музыке для струнных, ударных и челесты" (к 10-летию Базельского оркестра, 1936), сонате для 2 фп. и ударных (1937), 2-м скр. концерте (1938), трио "Контрасты" для кларнета, скрипки и фп. (по заказу Б. Гудмена, 1938), Дивертисменте для струнного оркестра (1939) яркий нац. тематизм, почерпнутый в венг. фольклоре (и шире народов Юго-Вост. Европы), сочетается с эмоциональной и динамич. напряжённостью музыки, в к-рой чутко отражена грозовая атмосфера предвоенных лет. Тяготение Б. к демократизации муз. иск-ва, к сближению с широкой аудиторией выразилось в создании ряда произв. для учащейся молодёжи (фп. цикл "Микрокосмос", окончен в 1937, 44 скр. дуэта, 1931), для хор. самодеятельности (кантата "Из прошлого", 1935, обр. венг. песен).
В начале 2-й мировой войны Б. эмигрирует в США (1940). Несмотря на болезнь, нужду и равнодушие со стороны амер. муз. кругов, он создаёт неск. выдающихся сочинений, в т. ч. 5-частный Концерт для оркестра (1943), написанный по заказу дирижёра С. А. Кусевицкого, и широко известный 3-й фп. концерт. Умер Б. в нужде, в одной из казённых нью-йоркских больниц.
Центр. место в обширном наследии Б. занимают инстр. произв.: пьесы для фп., 6 струн. квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки; концерты для фп. (3), для скрипки (2), многочастные сочинения для оркестра.
Бела Барток. Первая страница рукописи "Секейские песни".
Более эпизодическими были его обращения к муз.-сценич. и вок. жанрам. Значительно научно-фольклорное наследие Б. (ок. 11 000 записей нар. песен, ряд ценнейших исследований венг., рум., словацкого, сербскохорватского, араб. фольклора). Деятельность Б. способствовала смелому обновлению образного и интонац. строя совр. музыки посредством ярко новаторского претворения муз. фольклора. Он сознательно противопоставлял эстетич. совершенство старинного крестьянского фольклора духовному обнищанию бурж. урбанистич. культуры. Дни, проведённые в деревне, среди крестьян, Б. считал счастливейшими днями своей жизни. Простые крестьяне, хранящие древние образцы нац. иск-ва, были для него подлинными и достойными носителями истинных этич. идеалов. Воспевание деревенской жизни, близкой к природе, осуждение аморальной "цивилизации" составляют внутр. смысл наиболее значит. его опусов от непрограммных инстр. сочинений до песен и кантат.
Во мн. произв. Б. использует подлинные фольклорные темы, применяя разл. методы их гармонизации: от бережной, прозрачно красочной обработки до резко динамизированных, сгущённо диссонантных комплексов. Лучшие пьесы Б., осн. на фольклорном материале, широко используются в репертуаре совр. исполнителей ("Румынские танцы", 1915, две рапсодии для скрипки, 1928, "Танцевальная сюита" для оркестра, 1923, и др.). Старинные крестьянские песни служили Б. не только образном высшей мудрости и красоты, но и источником обновления современного муз. языка. Своеобразие древних ладов, по словам композитора, подсказало ему путь к "полной эмансипации от существовавшего до сих пор исключительного господства мажоро-минорной системы". Опыт нар. музицирования, тщательно изученный им в фольклорных экспедициях, нашёл своё отражение в своеобразных ладовых, ритмич., тембровых особенностях его собств. стиля. Для творчества Б. характерна резкая активизация метроритма, порой выступающего на первое место в системе его муз.-выразит. средств; отсюда тяготение к нерегулярной метрике, к частой смене разл. размеров, применение несимметричной группировки мотивов внутри такта ("болгарские ритмы"), резкое смещение акцентов на слабые части тактов, своеобразное ритмич. варьирование, элементы полиритмии.
С фольклорными истоками преим. связана интонационная сфера музыки В.: широкое использование пентатонных построений и квартовых интонаций, обращение к старинным диатоническим ладам.
Б. смело обновлял ладо-гармонич. строй музыки, раздвинув рамки совр. тональной системы за счёт политональных, полиладовых эффектов и широкого применения средств линеарной полифонии. Неизменный интерес к темброво-колористич. природе музыки проявлялся в частом обращении Б. к ударно-шумовым и декоративно-изобразит. звучностям (изображения причудливой "музыки ночи" в медленных частях его инстр. циклов). Отсюда особый интерес Б. к выразит. возможностям удар. инструментов или к разл. приёмам имитации ударных у фп. и струнных. Сохраняя интерес к традиц. крупным формам инстр. музыки, Б. полностью отказывается от статики, механич. повторов: он развивает принцип монотематизма, унаследованный от Ф. Листа, культивирует симметрич. форму "арки" с применением сложно варьированных репризных возвращений. Лучшие творения Б. захватывают стихийностью ритмов, буйной красочностью, остротой драматич. контрастов и лапидарной чёткостью тематизма. Для них типично резкое противопоставление образам беснующегося варварства и жутких ночных видений светлой и здоровой стихии нар. иск-ва.
Творчество Б. оказало огромное воздействие на формирование венг. музыки нового направления в 1930-1950-х гг., а также на развитие молодых нац. композиторских школ в странах Вост. и Юго-Вост. Европы. Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. музыка Б. широко исполняется ведущими сов. музыкантами (С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Т. П. Николаева, Г. H. Рождественский, К. П. Кондрашин и др.).
В 1955 Всемирный Совет Мира посмертно удостоил Б. Междунар. пр. Мира, отметив, что его музыка содействует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
Основные даты жизни и деятельности1881. Родился 25 марта в г. Надьсентмиклош (ныне г. Сынниколаул-Маре, СРР).
1886. Начал учиться игре на фп. у матери, П. Войт-Барток.
1888. Смерть отца.
1889. Семья Б. переезжает в г. Надьсёлёш (ныне г. Виноградов Укр. ССР).
1890. Начало учения в гимназии в г. Надьварад. Уроки фп. игры и композиции у Ф. Керша. Создание первых фп. пьес (вальс, мазурка и др.).
1892. 1 V. Первое выступление в публичном концерте в г. Надьсёлёш. Переезд семьи в г. Пожонь (ныне Братислава). Занятия музыкой с Л. Эркелем.
1893. Семья временно поселяется в г. Бистрица (Румыния).
1894. Возвращение в Пожонь, где Б. в течение 1894-99 учится в гимназии. Участие в гимназич. концертах.
1897. Создание первых произв. сонаты, скерцо и др. пьесы для фп.
1898. Поездка в Вену в связи с предполагавшимся поступлением в Венскую консерваторию.
1899. Поступление в Академию музыки им. Листа (Будапешт).
1900. Выступления в качестве пианиста на вечерах Академии музыки.
1902. Первый самостоят. клавирабенд в Будапеште. Увлечение симф. поэмами Р. Штрауса. Начало дружбы с З. Кодаем.
1903. Концертные поездки в Вену и Берлин по окончании Академии музыки.
1904. Премьера симф. поэмы "Кошут" в Будапеште, Манчестере. Первая запись нар. песни.
1905. Выступление на Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна в Париже. Начало систематич. работы по изучению нар. песен.
1906. Конц. поездка со скрипачом Ф. Вечеем (Испания и Португалия). Фольклорные экспедиции по собиранию венг. и словацких песен. Издание сб. обр. "20 венгерских народных песен" (совм. с З. Кодаем).
1907. Начало педагогич. деятельности: преподавание фп. игры в Академии музыки им. Листа. Поездка в Трансильванию для собирания секейских нар. песен. Создание на их основе "3 песен из комитата Чик" (для фп.).
1908. Первые выступления в прессе с науч. исследованиями по фольклору. Конц. поездки в Швейцарию и Францию.
1909. Начало разлада с консервативной критикой (в связи с плохо принятой 2-й орк. сюитой в Будапеште и Берлине). Изучение рум. фольклора. Поездка в Париж.
1910. Авторские вечера Б. и Кодая с участием квартета Вальдбауэра-Керпей. Издание фп. пьес фирмой Рожавёльдьи. Авторские концерты в Париже и Цюрихе.
1911. Организация Нового венгерского муз. об-ва (UMZE).
1912. Ликвидация UMZE, вызванная равнодушием публики и критики. Отказ Б. от концертной и композиторской деятельности. Сочинение оперы "Замок герцога Синяя Борода".
1913. Фольклорная экспедиция в Алжир. Публикация исследования "Румынские песни из комитата Бихар".
1914. Поездка в Париж, где Б. ведёт переговоры об изд. своих алжирских записей.
1915. Собирание словацкого фольклора в р-не Зойом. Выступление на антивоен. утреннике, приуроченном к открытию выставки художника Й. Рипль-Ронаи. Возобновление композиторской деятельности: серия пьес на рум. нар. темы (сонатина для фп., Румынские колядки и Румынские танцы для фп., песни и хоры).
1916. Возвращение к муз. т-ру при содействии дирижёра Э. Танго. Завершение балета "Деревянный принц".
1917. Сближение с антивоен. лит. кругами (журнал "Ma"). Премьера "Деревянного принца" в Нац. т-ре.
1918. Премьера оперы "Замок Синей Бороды" в Нац. т-ре в Будапеште.
1919. Участие в муз. Директории (совм. с Кодаем) в дни Венг. коммуны. Возобновление конц. деятельности. Работа над балетом "Чудесный мандарин" (клавир).
1920. Травля Б. венг. шовинистич. газетами. Протест против увольнения Кодая из числа профессоров Академии музыки. Конц. выступления в Берлине.
1921. Выпуск к сорокалетию со дня рождения Б. спец. номера венского журн. "Anbruch". Работа совм. с Кодаем над исследованием трансильванских песен. Подготовка к печати кн. "Венгерская народная песня".
1922. Успешные пианистич. выступления в Англии, Франции, Голландии, Румынии. Участие в фестивале Междунар об-ва совр. музыки.
1923. Концертные турне с исполнением 2-й скр. сонаты (солистка Е. д'Араньи). Выход в свет в Мюнхене сб "Народная музыка румын из Марамуреша". Премьера "Танцевальной сюиты" для оркестра (на торжествах к 50-летию объединения Буды и Пешта).
1924. Резкие выпады против Б. со стороны венг. реакции за его выступления в Румынии.
1925. Конц. выступления в Италии. Успешное исп. "Танцевальной сюиты" на фестивале Междунар об-ва совр. музыки. Отказ. в пост. "Чудесного мандарина" в Нац. т-ре (Будапешт).
1926. Большое конц. турне по странам Зап Европы. Исп. за рубежом "Деревянного принца" (Цюрих), 2-го квартета (Лондон), "Танцевальной сюиты" (в 17 европ городах). Новая активизация композит деятельности после трехлетнего перерыва (создание мн. фп. произв.). Снятие с репертуара "Чудесного мандарина" в Кёльне (по указанию бургомистра К. Аденауэра).
1927. Успех 1-го фп. концерта на фестивале во Франкфурте-на-Майне. Сочинение 3-го струн. квартета на конкурс Филадельфийского муз. об-ва.
1928. Двухмесячная гастрольная поездка по США. Участие в Междунар конгрессе по изучению нар музыки (Прага).
1929. Конц турне по СССР. Выступления в Швейцарии, Италии, Дании. Начало сотрудничества с Базельским камерным оркестром P. Захера Возвращение к работе над обр нар. песен (20 венг. песен для голоса и фп.).
1930. Создание кантаты "Девять волшебных оленей" ("Cantata profana").
1931. Участие в Междунар. конгрессе защиты культуры (Женева), выступление в защиту А. Тосканини.
1932. Участие в Междунар. конгрессе по изучению араб. нар. музыки (Каир).
1933. Успешные авторские исполнения 2-го фп. концерта (Франкфурт Амстердам, Лондон, Вена, Стокгольм, Цюрих и др.) Возвращение к работе над произв. на венг. нар. темы.
1934. Прекращение педагогич. деятельности в Академии музыки. Начало научно-исследоват. работы по муз. фольклористике в Венг. Академии наук. Премьера "Cantata profana" в Лондоне. Публикация брошюры "Венгерская музыка и музыка соседних народов".
1935. Возобновление пост. "Деревянного принца" в Будапеште. Выход в свет кн. "Мелодии румынских колядок" (Вена). Хор. сочинения для певч. самодеятельности.
1936. Доклад в Венг. Академии наук о традициях P. Листа. Выход в свет брошюры "Зачем и как собирать народные песни". Экспедиция в Турцию (р-н Анатолии) для записи нар. песен.
1937. Б. запрещает передавать свои произв. по радио в странах фашистского режима (Италия и Германия). Новые выпады против Б. со стороны рум. и венг. шовинистов.
1938. Разрыв с изд-вом "Universal Edition" после захвата Австрии нацистами.
1939. Премьера 2-го концерта для скрипки в Амстердаме. Работа над партитурами Дивертисмента для струн. оркестра, 6-го струнного квартета (Швейцария).
1940. Конц. поездка в США. Переговоры о переезде в Нью-Йорк. Последний концерт в Будапеште. Завещание Б. (запрещение именовать его именем улицы и площади Будапешта, пока существуют площади им. Гитлера и Муссолини). Эмиграция в США. Присуждение звания почетного профессора Колумбийского ун-та (Нью-Йорк).
1941. Конц. турне по США. Временная работа в Колумбийском ун-те по изучению сербскохорватских песен. Прекращение конц. выступлений. Нужда. Длительный перерыв в композиторской деятельности.
1942. Начало тяжелой болезни. Увольнение из Колумбийского ун-та.
1943. Последнее публичное выступление в концерте. Заказ от С. Кусевицкого на симф. произв. Лечение в Саранак-Лейке и Ашвилле. Встречи с И. Менухиным в связи с работой над сонатой для скрипки соло по его заказу.
1944. Успешная премьера Концерта для оркестра. Получение заказа от У. Примроза на Концерт для альта.
1945. Обострение болезни, препятствующее возвращению в освобожденную Венгрию. Лечение в Саранак-Лейке. Работа над последними произв. 3-м фп. концертом и Концертом для альта. 26 IX. Смерть Б.
Сочинения: опера Замок герцога Синяя Борода (одноактная, 1911, 1918, Будапешт); балеты Деревянный принц (1914-16, 1917, Будапешт), балет-пантомима Чудесный мандарин (1918-19, 1926, Кёльн); кантата Девять волшебных оленей (Cantata profana Светская кантата, для тенора, баритона, двойного хора и симф. орк., 1930); для орк. симфония (1902), симф. поэма Кошут (1903), Два портрета (ор. 5, 1907-08), 2 сюиты (op. 3 и 4, 1905, 1905-07), скерцо (1902), 4 пьесы (1912, оркестрованы в 1921), Две картины (1910), Танцевальная сюита (1923), Венг. крестьянские песни, Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струн. орк. (1939); концерты для орк. (1943), для разл. инстр. с орк. для фп. (1926, 1930-31, 1945), 2 для скр. (1908, 1938), для альта (1945, завершён Т. Шерли по эскизам Б.), рапсодия для фп. с орк. (1904), скерцо для фп. с орк. (1904); камерн. соч. ансамбли: фп. квартет (1898), фп. квинтет (1904), 6 струн. квартетов (1908, 1915-17, 1927, 1928, 1934, 1939), Контрасты для скр., кларнета и фп. (1938), соната для 2 фп. и ударных (1937, перераб. для фп. с орк., 1940), для скр. и фп. 2 рапсодии (1928, перераб. для скр. с орк.), 3 сонаты (1903, 1921, 1922), соната для скр. соло (1943-44), 44 дуэта для 2 скр. (1931); для фп. сюита (1916), соната (1926), сонатина (1915), соната для 2 фп. и ударных(1937), циклы На просторе (5 пьес, 1926), пьесы, в т. ч. циклы рум. танцев 2 рум. танца (1910) и 6 рум. танцев (1915), Рум. колядки (20 пьес, 1915), 15 Венг. крестьянских песен (1914-17); Allegro barbaro (Варварское аллегро, 1911), 14 Багателей (1908), 10 лёгких пьес (1908), 2 элегии (1908-09), 7 эскизов (1908-10), 3 Бурлески (1908-10), 4 Траурные песни (1910), 3 этюда (1918, ор. 18), 8 Импровизаций на темы венг. крестьянских песен (1920), 9 маленьких пьес (1926), 3 рондо (1916-27), Детям (4 тетр. 85 пьес, 1908-09), Микрокосмос (153 пьесы, 1926-37); для голоса с фп. циклы песен: 4 песни (1903), 5 песен (Маленькому словаку, 1905), Деревенские сцены (1924), обработки нар. песен для голоса с фп. 20 венг. (с Кодаем, 1906), 8 венг. (1907-17), 20 венг. (4 тетр., 1929), 5 песен для голоса с фп. или женского хора и камерн. орк. (1924); для хора Песни любви для 2-гол. хора и фп. (1900), Вечер (1903), 4 старых венг. нар. песни для хора a cappella (1912), 5 словацких нар. песен для хора и фп. (1914), для муж. хора словацкие нар. песни a cappella (1917), 6 трансильванских песен (1932), Секейские песни (1932), 4 венг. нар. песни (1930), кантата Из прошлого (1935), 27 двухи трёхгол. хоров для детского (8 тетрадей) или женского хора a cappella (1935) и др.Литературные сочинения: Фольклорные труды Зачем и как собирать народную музыку, пер. с венг., М., 1959; Cвntece popфlare Romвnesti, din comitatul Bihor (Ungaria), Buc., 1913; Erdйlyi Magyarsбg Nйpdalok, Bdpst, (1923?); Die Volksmusik der Rumдnen von Maramures, Mьnch., 1923; A Magyar nйpdal, Bdpst, 1924; в нем. пер. Das ungarische Volkslied, В., 1925; в англ. пер. L., 1931; Nйpzenйnk йs a szomszйd nйpzenje, Bdpst, 1934; Die Volksmusik der Magyaren und der benachbarten Vцlker, В., 1935; в рус. пер. Народная музыка Венгрии и соседних народов со вступит. статьёй И. В. Нестьева, М., 1966; Die Melodien der rumдnischen Colinde (Weinachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с В. Abert); Corpus musicae popularis Hungaricae, hrsg. von B. Bartok und Z. Kodбly fьr den Druck bearb. von G. Kerenyi, Bdpst, 1951-66; Der Musikdialekt der Rumдnen von Hunyad. Die Volksmusik der Araben von Biskra und Umgebung, "ZfMw", 1919-20; Das Problem der neuen Musik, "Melos", 1920, I; Liszts Musik und das Publikum unserer Zeit, 1911, neu verцff., "Das Musikleben", 1951, IV; Neue Ergebnisse der Volksliedforschung in Ungarn, в сб.: Musikblдtter des Anbruch, XIV, W., 1932, S. 37-42.Письма: Bartуk Bйla lvelai, kцt. 1-3, цssz. Dйmeny Jбnos, Bdpst, 1948-55; Ujfalussy J. (цssz.), Bartуk Belabreviarium, Bdpst, 1958; в рус. пер. Письма к P. Колессе, "СМ", 1961, No 1; Eigene Schriften und Erinnerungen der Freunde, hrsg. von W. Reich, Basel Stuttg., 1958.Литература: Нестьев И., Бела Барток в России, "СМ", 1961, No 12; его же, К изучению наследия Белы Бартока, там же, 1965, No 2, с. 91-95, 98-110; его же, Мировоззрение и эстетика Бартока, там же, 1965, No 4; его же, Из наблюдений над стилем Бартока, там же, 1965, No 7; Сабольчи Б., Бониш Ф., Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях, Будапешт, 1963; Денисов Э., Струнные квартеты Белы Бартока, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Мартынов И., Бела Барток, М., 1968; Нестьев И., Бела Барток, М., 1969; Уйфалуши Й., Бела Барток, Будапешт, 1971; Сигитов С., Принципы формообразования в музыке Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Bartуk Bйla (Levelek. Fenykepek. Keriratok. Kottak), Цssz. йs sajto alб rendeszte Dйmeny Jбnos, Bdpst, 1948; Bartуk, sa vie et son oeuvre, ed. de B. Szabolczi, Bdpst, (1956); Stevens H., The life and music of В. Bartok, N. Y., 1964; Mоreauх S., Bartok, P., 1949; 1955; Bartok. Weg und Werk, Lpz., 1957, 1972; Szabolczi В., Bela Bartok. Leben und Werk, Lpz., 1961; (Bartok Bйla), Igaz szу, "Marosvбsбrhely", 1970, No 9; Bйla Bartуk (Bibliographie und Diskographie), "Musik und Bildung", Mainz, 1971, H. 10, S. 494-96.И. В. Нестьев.