Музыкальная энциклопедия - буальдьё ф. а.
Связанные словари
Буальдьё ф. а.
Б. крупнейший представитель франц. комич. оперы 1-й трети 19 в. Мн. его произв. пользовались большим успехом, среди них "Жан Парижский" (1812), "Красная шапочка" (1818) и др. Однако привлекательные своей наивной простотой комич. оперы Б. проигрывали в сравнении с блистательным иск-вом Дж. Россини.
Высшим достижением Б. явилась "Белая дама" (либр. Э. Скриба по мотивам романов "Гай Маннеринг" и "Монастырь" В. Скотта, 1825), положившая начало романтич. направлению в муз.-театр. иск-ве Франции. Партитура "Белой дамы" свидетельство большого мастерства (в значит. мере результат изучения и творч. претворения достижений Дж. Россини). В ней органично соединяются сочно написанные бытовые сцены, элементы фантастики (Б. нашёл новые приёмы для её воплощения), местный колорит (события протекают в Шотландии). Муз.-драм. действие изобилует контрастными ситуациями, острыми кульминациями. "Белая дама" имела огромный и длительный успех. Восторженную оценку дал опере К. М. Вебер.
Наряду с операми существ. область творчества Б. составляет фп. музыка, отличающаяся мелодичностью, изяществом. Эти сочинения ценный вклад во французскую фп. литературу.
Сочинения: оперы (ок. 40, нек-рые совм. с Л. Керубини, Р. Крейцером, А. М. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром) в т. ч. Розали и Мирза (1795, "Театр Искусств", Руан), Калиф Багдадский (1800, "Театр Фавар", Париж), Тётушка Аврора, или Неожиданный роман (Ma tante Aurore ou le Roman impromptu, 1803, T-p "Опера комик", Париж), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1804, т-р "Эрмитаж", Петербург), Молодая разгневанная женщина (La jeune femme en colиre, 1805, Петербург), Телемак (1806, там же), Женщина-невидимка (La dame invisible, 1808, там же), Опрокинутые кареты (Les voitures versйes, 1808, там же), Новый помещик (Le nouveau seigneur de village, 1813, т-р "Опера комик", Париж), Красная шапочка (Le petit chaperon rouge, 1818, там же), Белая дама (La dame blanche, 1825, там же), Две ночи (Les deux nuits, 1829, там же); концерты для фп. (1797), для арфы (1800); сонаты для фп.; хоры к трагедии "Гофолия" Расина; 15 сб. романсов (1795-1803), 55 отд. романсов (1795-1834) идр.Литература: Финдейзен Н., Боальдье и придворная французская опера в С.-Петербурге в нач. XIX в., "ЕИТ", 1910, вып. 5; rougin A., Boieldieu. Sa vie, ses oeuvres, son caractиre, sa correspondance, P., 1875; Mооser R.-A., L'opйra-comique franзais en Russie au XVIII siиcle, Gen., 1932, 1964; Favre G., Boieldieu. Sa vie, son oeuvre, v. 1-2, P., 1944-45.Е. P. Бронфин.