Музыкальная энциклопедия - партитура
Связанные словари
Партитура
Принцип партитурной организации вертикальное расположение строк использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).
Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)
По свидетельству нем. теоретика Лампадия ("Compendium mu-sicis" "Краткое руководство по музыке", 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление "Tabulae compositoriae" (букв. "Композиторские таблицы"). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. "Fantasia di Giaches" (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).
На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.
Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними деревянные и медные духовые, внизу струнные басы.
Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)
Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестраРусские названияИтальянские названияДеревянные духовыеМалая флейтаFlauto piccolo
ФлейтыFlauti
ГобоиOboi
Английский рожокCorno inglese
КларнетыClarinetti
Басовый кларнетClarinette basso
ФаготыFagotti
КонтрафаготContrafagotto
Медные духовыеВалторныCorni
ТрубыTrombe
ТромбоныTromboni
ТубаTuba
Ударные инструментыЛитаврыTimpani
ТреугольникTriangolo
БубенTamburino
Малый барабанTamburo militare
ТарелкиPiatti
Большой барабанGran cassa
КсилофонSilofonо
КолокольчикиCampanelli
ЧелестаCelesta
АрфаАrpа
Струнные инструменты1-е скрипки1 Violini
2-е скрипки2 Violini
АльтыViole
ВиолончелиVioloncelli
КонтрабасыContrabassi
П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.
Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).
Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:
Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.
Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.
Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, "СМ", 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fйtis Fr.-J., Traitй de l'aсcompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181-85; Кinsky G., Eine frьhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "Acta Musicologica", 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, "JAMS", 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der "Kunst der Fuge" von J. S. Bach, Kap. 1Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.И. А. Барсова.