Музыкальная энциклопедия - буш а. д.
Связанные словари
Буш а. д.
Творчество Б. проникнуто гражданскими мотивами. Борьбе простых людей за свои права, рабочей солидарности, борьбе за мир посвящены героические оперы "Уот Тайлер" ("Wat Tyler", 1950, Лейпциг, 1953) о крестьянской войне 14 в. и "Люди из Блэкмура" ("Men of Blackmoor", Веймар, 1956) о революционной борьбе английских горняков за улучшение условий труда в нач. 19 в.; "Сборщики сахарного тростника" ("The sugar reapers", 1962; Лейпциг, 1966; Тарту, 1970, под названием "Джонни из Гвианы"); фп. концерт, в финале к-рого Б. ввёл солиста-певца и мужской хор (текст содержит призыв к борьбе против социального неравенства); хоры "Голодный поход" ("Song of hunger marches"), "Песня труда" ("Song to labour") и "Защитники мира" ("Defender of peace", 1952), песни и др.
В творчестве Б. важное место занимают сочинения массовых жанров песни и кантаты, в к-рых он развивает традиции советской массовой и немецкой революционной песни. В них ораторские интонации, упругое, размеренное движение сочетаются с ладовыми особенностями строения мелодики, характерными для английской музыки, хоры "Песнь дружбы" ("Song of friendship", 1949) для баса, хора и оркестра, "Весь мир его песня", посвящен певцу П. Робсону (1959), "Баллада о солдате свободы" ("The ballad of freedom's soldier") и др. Как дирижёр и пианист пропагандирует советскую музыку. Неоднократно приезжал в СССР (впервые в 1938).
Сочинения: оперы, в т.ч. Джо Хилл, человек, который никогда не умрет (1970, Нем. гос. опера, Берлин), детская Вербовщики (The press-gang, 1946, пост. 1953); оперетты, в т.ч. Очарованье (The spell, 1953); кантаты, в т.ч. Голоса пророков (Voices of the prophets, для голоса с орк. или фп., 1952); для орк. 3 симфонии, в т.ч. Ноттингемская (1949) и Байрон (1960), увертюры, в т.ч. посв. Р. Воану-Уильямсу (к дню рождения, 1942), Фантазия на советские темы (Fantasia on Soviet themes, 1945), сюиты Английская (English suite, для струнных, op. 28 и op. 30), конц. сюита для влч. и орк. ор. 37, концерт для скр. с орк., конц. партита ор. 63; камерн. соч. квартеты для струнных ор. 4 и с фп. ор. 5, инстр. пьесы с фп. и с камерн. орк., в т.ч. для органа, а также цимбал, для разл. духовых с фп.; для фп. сюита для 2 фп.; хоры, циклы песен, обр. нар. песен.Литературные сочинения: Современные течения западной музыки, "СМ", 1938, No 12; Что выражает музыка, там же, 1965, No 1; Music in the Soviet Union, L., 1943; Strict counterpoint in the Palestrina style, L., 1948.Литература: Паркер Р., Опера Алана Буша "Уот Тайлер", "СМ", 1952, No 7; Шнеерсон Г., Алан Буш ровесник века, "СМ", 1970, No 12; Алан Буш отвечает Рокфеллеру, "Иностранная лит-ра", 1965, No 11, с. 273; Котляров Б., Наш друг Алан Буш, "МЖ", 1971, No 1, с. 17 и 24; Tribute to Alan Bush on his 50th birthday, L., 1950; Оrga A., Alan Bush, musician and marxist, "Music and Musicians", L., 1969, No 12, p. 20-22.Г. М. Шнеерсон.