Музыкальная энциклопедия - чеботари м.
Связанные словари
Чеботари м.
Одна из крупнейших певиц 1-й пол. 20 в., яркая представительница нем. вок. школы. Голос Ч. отличался теплотой, гибкостью, пластичностью, мягкостью и красотой звучания; в совершенстве владела иск-вом пепия legato. Исполнению Ч. были свойственны простота, задушевность. Её репертуар включал ок. 60 партий, в их числе Виолетта (любимая партия певицы), Мими, Чио-Чио-сан; Сюзанна и Графиня ("Свадьба Фигаро"), Софи ("Кавалер розы"), Татьяна (на рус. яз.), Иоланта, Антонида. С успехом пела и партии драм. сопрано Саломеи; Турандот ("Турандот" Пуччини) и др. К крупным артистич. достижениям Ч. принадлежат партий Констанцы и Памины ("Похищение из сераля" и "Волшебная флейта" Моцарта), Арабеллы и Дафны ("Арабелла" и "Дафна" Р. Штрауса), Манон ("Манон Леско" Пуччини), Джильды. Первая исполнительница ведущих партий во мн. операх современных ей композиторов, в т. ч. Г. Зутермейстера, О. Шёка, Р. Дзандонаи, М. Лотара, Э. д'Альбера. С огромным успехом выступала в опереттах (её последняя роль Лаура в "Нищем студенте" Миллёкера, март 1949). В конц. репертуаре Ч. были романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, песни Р. Франца, М. Регера, П. Корнелиуса, сопрановые партии в 9-й симфонии Бетховена, реквиеме Моцарта, 2-й симфонии Малера. Снималась в кино (в фильмах "История одной жизни" и "Песня матери" её партнёром был Б. Джильи). Творч. дружба связывала Ч. с Р. Штраусом (была первой исполнительницей партии Аминты в его опере "Молчаливая женщина", 1935), Б. Вальтером, Ф. Бушем, К. Бёмом, К. Краусом.
Литература: Тимохин В., Мария Чеботари, "МЖ", 1969, No 14; Чайковский Г., Знаменитые певцы Молдавии, Киш., 1975, с. 55-58, Mingott i A., Maria Cebotari, das Leben einer Sдngerin, Salzburg, 1950.В. В. Тимохин.