Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - цумштег и. р.

Цумштег и. р.

(Zumsteeg, Zum Steeg) Иоганн Рудольф (10 I 1760, Заксенфлур, Баден-Вюртемберг 27 I 1802, Штутгарт) нем. композитор, виолончелист, педагог, дирижёр. Уроки игры на виолончели брал у Э. Мальтерре, на фп. у И. Ф. Зойберта. С 1775 игре на виолончели и композиции обучался у придв. капельмейстера А. Поли, позднее у К. А. Энслина и Ф. Маццанти. Занимался в герцогской воен. академии (позже Karlsschule), где сблизился с Ф. Шиллером. С 1781 работал в Штутгартской придв. капелле как виолончелист и композитор, писал оперы, музыку к пьесам и придв. празднествам, песни. С 1791, после смерти К. Ф. Д. Шубарта, стал директором театр. и придв. музыки, с 1794 музик-директором при дворе герцога Вюртембергского. В 1785-94 преподавал в герцогской воен. академии. В 1784 издавал "Musikalischer Monatschrift fьr Gesang und Klavier"; из опубликованных в нём 62 песен около половины составляли его собств. соч. Деятельность Ц. способствовала развитию муз. жизни в Штутгарте (в т-ре под его рук. ставились оперы В. А. Моцарта). Как композитор Ц. получил признание после опубликования его баллад (в т. ч. "Леноры", 1797) и исполнения во мн. городах Германии зингшпиля "Остров духов" (1798).

Ц., виднейший представитель швабской песенной школы, в области баллады и песни был одним из непосредств. предшественников Ф. Шуберта. В балладах стремился передать атмосферу таинственности, мрачной, "ночной" фантастики, характерную для нем. поэтич. баллады. Баллады Ц. представляют собой последования контрастных эпизодов сольных фортепианных (нередко "звукописных"), речитативных и ариозных, иногда песенных; в стремлении к муз. разнообразию Ц. не всегда удавалось сохранить внутреннее единство, особенно в самых крупных балладах, не всегда содержание эпизодов соответствовало "балладному тону". Лучшие баллады Ц. приобрели значит. известность и оказали определённое влияние на творчество Шуберта. Ряд баллад Шуберта создан на тексты, к-рые ранее использовал Ц. ("Жалоба Агари", "Рыцарь Тоггенбург", "Ожидание" и др.); в этих соч. Шуберт, вбирая опыт Ц., решал те же задачи по-своему. Значит. место в творчестве Ц. занимает жанр большой лирич. сцены для голоса с фп. Ц. принадлежит св. 200 песен, лучшие характеризуются ясностью стиля и уравновешенностью формы, но в целом по своей значимости они уступают его балладам. Среди др. соч. Ц. оперы, зингшпили, кантаты, инстр. произв., мессы.

Сочинения: оперы (все пост. в Штутгарте), в т. ч. Армида (1785), Залаор (1787), Тамира (мелодрама, 1788); зингшпили (все пост. в Штутгарте), в т. ч. Адский закон (Закон Тартара; Das tartarische Gesetz, 1780), Выстрел Гензевица... (Der Schuss von Gдnsewitz oder Der Betrug aus Liebe, 1781), Остров духов (Geisterinsel, по пьесе У. Шекспира "Буря", 1798); для солистов, хора и орк. кантаты, в т. ч. Праздник весны (Frьhlingsfeier, на сл. Ф. Г. Клопштока, 1777), 17 духовных кантат (1795; 1-14 изд. в 1803-1805); для орк. симфония, 3 увертюры, 5 пьес для медных духовых; концерты с орк. 10 для влч. (1777-1792), для флейты, для 2 флейт; баллады и лирич. сцены, в т. ч. Дочь пастора... (Des Pfarrers Tochter..., на сл. Г. А. Бюргера, 1792), Кольма (на сл. И. В. Гёте, лирич. сцена, 1793), Похищение (Die Entfьhrung..., на сл. Бюргера, 1794), Кающаяся (Die BьЯende, 1797), Плач Агари в пустыне (Hagars Klage in der Wьste, на сл. Шюкинга, лирич. сцена, 1797), Ленора (на сл. Бюргера, 1797), Рыцарь Тоггенбург (Ritter Toggenburg, на сл. Шиллера, 1800), Эльвина (1801), Песня верности (Das Lied von Treue, 1803); песни; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к трагедиям Шекспира "Гамлет" и "Макбет", к драме Шиллера "Разбойники".

Издания: Kleine Balladen und Lieder, H. 1-7, Lpz., 1800-05, 1815-18; факсим. переизд. Farnborough, 1969 (7 тетрадей в 1 т.).

Литература: Siеbigkе С. A., J. R. Zumsteeg. Nebst einer kurzen Darstellung seiner Manier, в его кн.: Museum berьhmter Tonkьnstler, Bd 2, Breslau, 1801; Ambros A. W., Zumsteeg, der Balladenkomponist, в его кн.: Bunte Blдtter, Neue Folge, Lpz., 1874, 1896; Landshoff L., J. R. Zumsteeg (1760-1802). Ein Beitrag zur Geschichte des Liedes und der Ballade, В., 1902 (Diss.); Friedlaender M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg.-В., 1902, Hildesheim, 1962; Sandberger A., J. R. Zumsteeg und Fr. Schubert, Beilage zur "Allgemeinen Zeitung", 1906, No 291/2, в кн.: Sandberger A., Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 1, Mьnch., 1921, Hildesheim, 1970; Kretschmar H., Geschichte des neuen deutschen Liedes, (Bd 1. Von Albert bis Zelter), Lpz., 1911; Szymiсhоwski F., J. R. Zumsteeg als Komponist von Balladen und Monodien, Fr./M., 1932 (Diss.); Vцlсkers J., J. R. Zumsteeg als Opernkomponist. Ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Singspiels und der Musik am Wьrttemberger Hofe um die Wende des 18. Jahrhunderts, Mьnch., 1944 (Diss.); Porter E. G., Zumsteeg's songs, "Monthly Musical Record", 1958, No 88; Maier G., Die Lieder J. R. Zumsteegs und ihr Verhдltnis zu Schubert, Gцppingen, 1971.

В. В. Ильёва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое цумштег и. р.
Значение слова цумштег и. р.
Что означает цумштег и. р.
Толкование слова цумштег и. р.
Определение термина цумштег и. р.
cumshteg i. r. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины