Музыкальная энциклопедия - доминанта
Связанные словари
Доминанта
Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином "Д." V ступень в автентич. ладах и IV в плагальных. В григорианских ладах термин "Д." (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин "Д." закрепил Ж. Ф. Рамо.
Значение аккорда Д. в функциональногармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.
Литература: см. при ст. Гармония.Ю. Н. Холопов.