Музыкальная энциклопедия - аккорд
Связанные словари
Аккорд
В зависимости от количества входящих в состав А. разноимённых звуков различают трезвучие (3 звука), септаккорд (4), нонаккорд (5), ундецимаккорд (6, встречается редко, как и А. из 7 звуков). Нижний звук А. называют осн. тоном, остальные звуки получают назв. по интервалу, образуемому ими с осн. тоном (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук А. может быть перенесён в др. октаву или удвоен (утроен и т.п.) в др. октавах. При этом А. сохраняет своё название. Если осн. тон переходит в верхний или один из средних голосов, возникает т. н. обращение аккорда.
А. может быть расположен и тесно и широко. При тесном расположении трезвучия и его обращений в четырёхголосии голосб (кроме баса) отстоят друг от друга на терцию или кварту, в широком на квинту, сексту и октаву. Бас может образовать с тенором любой интервал. Встречается и смешанное расположение A., в к-ром сочетаются признаки тесного и широкого расположения.
В А. различаются две стороны функциональная, определяемая его отношением к тонике лада, и фоническая (красочная), зависящая от интервального состава, расположения, регистра, а также от муз. контекста.
Осн. закономерностью строения А. остаётся до наст. времени терцовость состава. Всякое отступление от неё означает введение неаккордовых звуков. В конце 19 и в 20 вв. делались попытки полной замены терцового принципа квартовым (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг), однако последний получил лишь ограниченное применение.
В совр. музыке широко используются усложнённые А. терцового строения, в к-рых внедрение диссонансов повышает экспрессивность и красочность звучания (С. С. Прокофьев):
Композиторы 20 в.применяют также А. смешанного строения.
В додекафонной музыке А. теряет самостоятельное значение и становится производным от последования звуков в "серии" и её полифонич. преобразований.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, М., 1956 (оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960); Ипполитов-Иванов М. М., Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897; Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В., Учебник гармонии, ч. 1-2, 1937-38, посл. изд. 1965; Тюлин Ю., Учение о гармонии, Л.-М., 1939, M., 1966, гл. 9; Тюлин Ю., Pривано Н., Учебник гармонии, ч. 1, М., 1957; Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; Берков В., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-66, 1970; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie, Lpz., 1898, В., 1920; Schцnberg A., Harmonielehre, Lpz.-W., 1911, W., 1922; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937; Sch?nberg A., Structural functions of harmony, L.-N. Y., 1954; Janecek K., Zбklady modernн harmonie, Praha, 1965.Ю. Г. Кон.